Образ жизни и культура тофаларов во внеурочной деятельности по географии
Введение
Россия - огромная многонациональная страна. Примечателен тот факт, что некоторые этнические группы, проживающие на ее территории, имеют численность менее 1 тыс. человек. Удивительно, как в нашем современном мире им удается сохранять свой уникальный быт. С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур. Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа. Благодаря им, история жизни коренного населения России раскрывает свои тайны — полезные и поучительные, не потерявшие своей актуальности до сих пор.Литература по истории и этнографии тофаларов начала появляться с конца XVIII в. и прежде всего в России. Вся дореволюционная литература этого характера представляет собой в основном небольшие статьи и заметки общего характера.
Оглавление
Введение
Глава 1. Тофалары – коренной малочисленный народ Сибири
1 Расселение тофаларов и основные группы этноса
2.Традиции и образ жизни тофаларов
Глава 2. Методика изучения темы «Образ жизни и культура тофаларов» в курсе географии России
1. Определение требований школьных программ по изучению темы «Население»
2. Методика организации и проведения внеурочной работы по географии
3. Внеурочное мероприятие «В гостях у тофаларов»
Заключение
Список используемой литературы
Список используемой литературы
Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. Праздники народов России: энциклопедия. [Текст] М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002. С. 76–77.
Вайнштейн С. И. Тофалары.: [Электронный доступ] URL: http://www.narodru.ru/peoples1270.htmlВасильев В. Н. Краткий очерк быта карагасов // Этнографическое обозрение. М, 1910. № 1-2. С. 46-76.
География. География России. Природа и население. 8 класс. Учебник [Текст] Климанова О.А., Алексеева А.И.: 2014, 336 с.
Евсенин И. А. Карагасы. (Краткий очерк). Красноярск, 1919. 22 с.
Жерновкова Е. Арканные игры [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vsp.ru/social/2007/07/17/416610.
Игнатьева К.А. Роль женщины в сохранении культурной идентичности коренных малочисленных народов Восточной Сибири // Проблемы социально-экономического развития Сибири. [Текст] 2015. № 1 (19). С. 101–105.
Исчезающие народы Сибири [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/50976/ischezayushie-narody-rossii-tofalaryКатанов Н. Ф. Поездка к карагасам в 1890 году // Зап. имп. русск. геогр. об-ва по отд. этнографии. [Текст] СПб., 1891. Т. XVII. Вып. 2. С. 133- 230.
Катанов Н. Ф. Предания присаянских племен о прежних делах и людях // Сборник в честь 70-летия Г. И. Потанина. [Текст] СПб., 1909. (ЗИРГО по отд. этнографии. Т. 34). С. 284-286.
Кривоногов, В. П. Современные тофалары (опыт интервальных исследований) / В. П. Кривоногов // Новые исследования Тувы. [Текст] – 2016. – № 3. – С. 10.
Кудашкин В.А. Изменения духовной культуры у малочисленных народов Севера и Сибири в XX в. // Проблемы социально-экономического развития Сибири. [Текст] 2011. № 4. С. 79–82.
Мельникова Л. В. Тофы: Историко-этнографический очерк. [Текст] — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1994. — 304 с.
Тофалары (тофа, тоха — самоназвание, карагасы — устаревшее название) — коренной народ в России, населяют горно-таёжную территорию Нижнеудинского района Иркутской области в бассейнах рек Уда, Бирюса, Кан, Гутара, Ия и др.Впервые тофы упоминаются в китайских летописях Вэйской династии V века. Племя дубо (туба, туво) проживало восточнее Енисея. Они являлись данниками (платящими дань) различных центральных азиатских империй. Лишь в XVII веке Тофалария вошла в состав Московского государства, став пограничной территорией с Китаем.Происхождение тофаларов связано со сложными этническими процессами, протекавшими в течение многих веков в Саянах и на прилегающей территории Южной Сибири. В конце I тысячелетия до новой эры в этот район продвинулись самодийские группы, а позднее и кетские племена. Кетское влияние прослеживается в родовом составе тофаларов и в топонимике этого региона. Решающее влияние на этногенез тофаларов оказали тюркские племена туба. В XIII в. в Саяны проникли и монгольские группы, которые довольно быстро были ассимилированы в местной тюркоязычной среде. Формирование тофаларов в отдельный этнос с общетюркским языком окончательно завершилось к XIX в. По происхождению, языку и многим элементам культуры тофалары близки к тувинцам-тоджинцам. Различия, наблюдаемые в настоящее время между двумя этими народами, — результат различных исторических судеб на протяжении последних столетий. Тувинцы-тоджинцы в силу политических условий длительное время не испытывали русского влияния, в то время как тофалары с середины XVII в. находились в орбите русской культуры. [14]