Церковная реформа Ивана IV (1551 г.)
ВВЕДЕНИЕ
В истории европейских государств известны разные модели взаимоотношений власти светской и духовной. Доминирование государственной власти над властью церковной, или наоборот, когда власть церковная преобладает над государственной, или союз церкви и государственной власти, где основной идеей становится развитие гармоничных отношений, согласия двух властей, вместе существующих, но не стремящихся к доминированию друг над другом – симфония властей.В истории Российского государства можно наблюдать различные модели отношений власти и церкви. Наиболее совершенной для большинства православных стран, в том числе и для России, стала симфония властей. Сторонником данной модели был один из самых известных и ярких правителей России Иван IV Грозный, в своих сочинениях он сформулировал свое видение взаимоотношений власти и церкви.
Оглавление
Введение
Глава 1. взаимоотношениЯ церкви и власти в Московском государстве XV-XVI вв.
1 Теория «Москва - третий Рим» как основа для формирования взаимоотношений власти и церкви15
1.2 Религиозные представления Ивана Грозного, как предпосылки к реализации реформы церкви.
Глава 2. РУССКАЯ ПрАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА IV25
2.1 Иван IV и митрополит Макарий………………………………...
2.1 Стоглавый собор 1551 г…………………………...……………….
Заключение39
Список использованных источников и литературы41
Список использованных источников и литературы
Источники
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Текст подготовили Я. С. Лурье и Ю. Д. Рыков ; Академия наук СССР. — Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1979. — 433 с.
Послание царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси в Кир ил лов монастырь, игумену Козьмес брат и ею во Христе (публикуется по списку Архива ФИРИ, собр. Н. П. Лихачева, № 94, сборник XVII века, л. 1—53 об). – Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=9118(23.01.2018)
Посланіе Филоѳея, старца Псковскаго Елеазарова монастыря къ дьяку Михаилу Мунехину Памятники Древле-Русской духовной письменности: Посланіе Филоѳея, старца Псковскаго Елеазарова монастыря къ дьяку Михаилу Мунехину // Журналъ «Православный собесѣдникъ», Казань. – 1861 г. – Книга II. – с. 78-83. URL: http://acathist.ru/literatura/item/poslanie-filofeya-startsa-pskovskago-eleazarova-monastyrya-k-dyaku-mikhailu-munekhinu(24.03.2018)Российское законодательство X–XX веков. Т. 2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства / отв. ред. А. Д. Горский. – 1985. –520 с.
Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т.2: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства / Под общ. ред. О.И.Чистякова; Отв.ред.тома А.Д.Горский; Рец. В.И.Корецкий. - М.: Юридическая литература, 1985. - 520с.
Свящ. Д. Стефанович. О Стоглаве. Его происхождение, редакции и состав. К истории памятников древнерусского церковного права. - СПб, 1909. -296с.
Стоглав. Собор 1551 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sidashtaras.ru/img/dejania_stoglava_1551.pdf(23.01.2018).
Литература
Бауэр Е. А. Судьба теории «Москва - Третий Рим» в древнерусской книжности (к историографии проблемы) / Е. А. Бауэр // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3 (27). - С.23-30.
Укрепление православия, как духовной силы государства происходило во время зависимости Руси от татаро-монгольского Ига, совпавшее также со временем давления католических орденов. Флорентийскую унию 1439 г. и признание господства папы, восприняли на Руси как предательство, а падение Византии и захват города османами в 1453 году «как наказание Божие за грех отступничества» . Именно в это время, Русь, где основой внешней политики являлся религиозный фактор, провозгласила себя новым центром православного мира. Происходит начало формирования новых взаимоотношений власти и церкви, связанных с известной теорией «Москва – третий Рим», которая играла значительную роль в формировании национальной идентичности и религиозной самоидентификации.В 1453 году был подписан Флорентийский союз, Московское государство осталось единственным независимым православным государством. В 1472 году Великий князь московский Иван III женится на племяннице последнего византийского императора Палеолога - Зои, при крещении Софии, и становится преемником византийского императора. Московским правителям нужна была идеология, которая позволила бы им оправдать свое первенство. В этом им помогла политическая теория, «провозгласившая Москву «третьим Римом», суть которой, заключается в том, что Москва, ставшая центром православия после падения Константинополя в 1453 году, продолжает традицию Римской империи и Византийской империи.Истоки теории «Москва - третий Рим» уходят вглубь веков. Уже в Средневековье русские княжества стремились создать мощное централизованное государство, причем под влиянием православной веры они считали свою миссию не просто политической, но и религиозной. В XV веке Византия, последняя крепость православия на Ближнем Востоке, была захвачена турками-османами, и Московская Русь оказалась единственным государством, в котором православие могло продолжать свое существование. Москва стала новым центром православия. В конце XV века воссозданный Московский патриархат стал первым в истории России центром управления церковью. Под влиянием гуманизма и ренессанса в Западной Европе появилась идея о том, что Рим является центром не только христианства, но и культуры и цивилизации в целом. Однако Римская империя уже не существовала, идея о «вечном Риме» сохранилась только в литературе и искусстве.