Цифровизация высшего образования
Введение
Актуальность исследования. В литературе широко обсуждаются изменения в системе образования, происходящие под воздействием цифровизации. Много пишут о преимуществах, которые несут в себе цифровые технологии, используемые в высшем образовании. К таким преимуществам относят широкий доступ обучающихся к информационным ресурсам образования; возможность строить индивидуализированные образовательные траектории; прозрачность деятельности образовательных организаций; оптимизацию взаимодействия между преподавателями и студентами, между всеми участниками образовательного процесса; формирование мобильных структур управления образовательным процессом и др.
Наряду с позитивными моментами в литературе встречаются скептические оценки цифровизации образования. Обсуждаются вызовы, с которыми сталкивается система высшего образования: повышение конкуренции на рынке образовательных услуг в связи с появлением новых провайдеров, рост мобильности обучающихся, изменение их запросов к содержанию, фор
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5
1.1.Высшее образование как социальный институт 5
1.2.Формирование модели смешанного обучения 8
1.3.Развитие онлайн-образования 12
2.АНАЛИЗ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 16
2.1. Создание виртуальной (цифровой) образовательной среды 16
2.2. Изменение подхода к управлению образовательными организациями 19
Заключение 25
Список литературы 26
Список литературы
1. Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал. 2018. № 6. С. 41–49.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / пер. Е. Рудкевич. М.: Медиум, 1995.
3. Бергер П. Л., Бергер Б., Коллинз Р. Личностно-ориентированная социология / пер. с англ. В. Ф. Анурина. М.: Академический проект, 2004.
4. Малошонок Н. Г. Взаимосвязь использования Интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью // Вопросы образования. 2022. № 4.С. 59–83.
5. Зарипова Р. Р., Салехова Л. Л., Данилов А. В. Интерактивные Web 2.0-инструменты в интегрированном предметно-языковом обучении // Высшее образование в России. 2017. № 1. С. 78–83.
6. Кликунов Н. Д. Влияние сетевых технологий на трансформацию высшего образования в России // Высшее образование в России. 2017. № 3. С. 78–85.
7. Роботова А. С. Преподаватель-гуманитарий в режиме E-Learning: «Волнения души» // Высшее образование в России. 2017. № 3. С. 43–51.
8. Козина И. М., Сережкина Е. В. Концепция кейс-стади в социальных науках и французская традиция монографических исследований трудовых организаций // Социологические исследования 2021. № 1. С. 65–73.
Эксперимент продемонстрировал позитивное влияние данных инструментов на результаты освоения учебной дисциплины.
В то же время нельзя не обратить внимание на то, что внедрение веб-инструментов порождает новые требования как к преподавателям, так и к студентам. Они должны научиться работать с Web 2.0-инструментами, должны овладеть цифровыми компетенциями. Однако, как показывает опыт применения цифровых инструментов и технологий в вузах разных стран, далеко не все студенты и преподаватели готовы к таким изменениям. Так, Н. Г. Малашонок отмечает, что не все способны извлечь выгоду, например, из использования LMS, поскольку считают эти системы не очень полезным дополнением к традиционным преподавательским практикам. Другие исследования демонстрируют неготовность студентов к рабо