Проявление тревожности у детей младшего школьного возраста
Введение
Изучение тревожности младших школьников чрезвычайно важно в связи с проблемой эмоционально-личностного развития детей, сохранением их здоровья. В данной работе мною рассматривается один из ее аспектов – вопрос о факторах, провоцирующих проявление высокой тревожности у детей младшего школьного возраста.
Актуальность избранной темы исследования определяется задачами психолого-педагогической практики, поставленными перед ней в связи с современными требованиями общества к различным аспектам здоровья ребенка. Детский возраст, особенно младший школьный, является определяющим в становлении личности ребенка, так как в этот период жизни складываются и во многом определяют все его последующее развитие основные свойства и личностные качества. От степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.
Смена социальных отношений может представить для ребенка значительные т
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1. Особенности тревожности у детей младшего школьного возраста 5
1.2. Изучение и формирование ответственности у младших школьников 11
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ТРЕВОЖНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16
2.1. Описание методов исследования 16
2.2. Анализ результатов по изучению факторов тревожности и самостоятельности у детей младшего школьного возраста 20
Заключение 25
Список литературы 26
Приложения 27
Список литературы
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.- М.: Академический Проект, 2010.
2. Андреева А. Психологическая поддержка ребенка. // Воспитание школьников. - 2019. № 3.
3. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология. 2018. - № 1 с. 18
4. Кулагина И.Ю.Возрастная психология: Учебное пособие.-М.: РОУ,2008.-80 с.
5. Кученко Т. О детской тревожности. // Воспитание школьников. 2020. - №5.
6. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004. — 248
7. Немов Р. С. Психология: учебник в 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии/ 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2015. -576с.
8. Общая психология: курс лекций для педагогического образования/ Сост. С. И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 608 с.
9. Овчарова Р.В. Практическая психология - М.,Т.Ц. «Сфера», 2016.
10. Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие / Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2010. – 694 с.
11. Прихожан А.И. Тревожность у детей и подростков: психология природы и возрастная динамика. - М.:МПСИ
Существенными признаками этого качества являются точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своих действий. Наблюдается тесная связь ответственности с рядом других волевых качеств (настойчивостью, выдержкой).
Наиболее актуальным формирование ответственности становится с момента поступления ребенка в школу. Переход к школьному обучению означает коренную перестройку всего образа жизни ребенка. Перед первоклассником выдвигается целый ряд требований: он должен ходить в школу, заниматься тем, что предусмотрено школьной программой, выполнять требование учителя, неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться правилам поведения, добиваться результатов в учебе. Однако из-за недостаточной произвольности и несформированности волевых качеств многие первоклассники не могу