Исполнительная власть субъекта Российской Федерации: правовые аспекты его конституционно-правового статуса
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Своевременное устройство Российской Федерации имеет очень сложный, многосистемный характер. Разнообразие субъектов, несхожесть их политического правового статуса и экономического положение состояния создают существенное влияние не только на систему образования органов государственной власти в указанных субъектах, но и на их функционирование, что сказывается на работе всех систем государства.
Согласно Конституции Российской Федерации государственную власть в России осуществляют как федеральные органы власти, так и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Поскольку данные органы обеспечивают единство государственной власти в России, то между ними прослеживается тесная связь и взаимодействие.
Такого рода взаимодействие и связь прослеживаются во взаимоотношениях между органами государства в сфере исполнительной власти. Конституция Российской Федерации закрепляет вертикаль исполнительной власти. Это означает, что федер
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические и правовые основы института исполнительной власти субъектов Российской Федерации…………………..6
1.1. Место и роль института исполнительной власти в единой системе публичной власти в Российской Федерации………………………………...6
1.2. Конституционно-правовые основы исполнительной власти субъектов Российской Федерации…………………………………………….10
1.3. Понятие, признаки и принципы деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ………………15
ГЛАВА 2. Правовой статус и особенности организации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации……….24
2.1. Система и структура органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации………………………………………………………24
2.2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации как орган публичной власти………………………………………………………..31
2.3. Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации: статус и организация деятельности…………………………………………38
2.4. Финансовый орган субъекта Российской Федерации как обязательный региональный исполнительный орган……………………...46
2.5. Оценка эффективности деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации…………………………………………..53
Заключение………………………………………………….…………...59
Список использованных источников и литературы…………………..62
Список источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. № 45. Ст.7061.
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447
4. Федеральный закон от 21.12.2021 г. № 414-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 52 (часть I). Ст. 8973.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
6. О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации: федеративный договор от 31 марта 1992 г. // Федеративный договор: Документы. Комментарий. М., 1994.
7. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 (ред. от 20.11.2020) // СЗ РФ. – 2004. - № 11. - ст. 945.
8. О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: Декларация СНД РСФСР от 12 июня 1990 г. № 22-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.
9. Конституция Чувашской Республики: утверждена постановлением Государственного Совета ЧР от 30.11.2000 г. (ред. от 21.12.2022) // Ведомости Государственного Совета ЧР. 2001. № 39.
10. Устав (Основной Закон) Оренбургской области: принят Законодательным Собранием Оренбургской области от 20 ноября 2000 г. № 724/213-ОЗ (ред. от 27.02.2023) // Южный Урал. - 2000. - 22 декабря.
1
В трудах современных ученых правоведов довольно часто встречается принцип компетентности и профессионализма. Сущность данного принципа заключается в том, что работники органов исполнительной власти субъектов должны иметь специализированную подготовку, а их профессиональные навыки необходимо системно проверять с учетом занимаемых должностей.
К числу международных принципов относится принцип гуманизма, суть данного принципа заключается в том, что органы исполнительной власти созданы с целью защиты прав и свобод человека и гражданина, их деятельность направлена на удовлетворение потребностей общества. Кроме того, данный принцип направлен то, чтобы человек воспринимался как лич