Совершенствование администрирования процедуры во Возмещения НДС в Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена следующими обстоятельствами. Одной из проблемных сфер налогового администрирования, ставшей «классической», в российских условиях выступает возмещение налога на добавленную стоимость (НДС). Возмещение НДС – проблематика обоюдоострая для налоговой службы и предпринимателей. На протяжении многих лет, через манипуляции налоговыми механизмами проводилась так называемая «налоговая оптимизация», которая лишала бюджет весомых поступлений и, одновременно, способствовала незаконному, преступному обогащению недобросовестных субъектов, в особенности в сфере внешнеэкономической деятельности. В то же время, постоянное усложнение процедур и требований к возмещению НДС негативно влияет на добросовестных субъектов налоговых отношений.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы администрирования процедуры возмещения НДС в Российской Федерации 7
1.1 Налог на добавленную стоимость и его место в налоговой системе Российской Федерации 7
1.2 Администрирование НДС в России 16
1.3 Методические и нормативно-правовые предпосылки возмещения НДС в России 23
Глава 2. Анализ практики администрирования процедуры возмещения НДС по материалам ИФНС России № 20 по городу Москве 30
2.1 Характеристика процедуры возмещения НДС и налогового администрирования в деятельности ИФНС России №20 по городу Москве 30
2.2 Оценка эффективности налогового администрирования возмещения НДС 38
2.3 Проблемы результативности администрирования процедуры возмещения НДС в деятельности ИФНС России №20 по гор. Москве 50
Глава 3. Пути совершенствования администрирования процедуры возмещения НДС в Российской Федерации 66
3.1 Ключевые направления совершенствования администрирования процедуры возмещения НДС в Российской Федерации 66
3.2 Совершенствование администрирования процедуры возмещения НДС при осуществлении экспортно-импортных операций на основе разработки типовых алгоритмов 75
3.3 Цифровизация как дальнейшее направление совершенствования администрирования процедуры возмещения НДС в России 82
Заключение 90
Список источников и литературы 94
Список источников и литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // СПС КонсультантПлюс.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // СПС КонсультантПлюс.
Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 05.08.2021) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 05.06.2014.
Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости»// Собрание законодательства РФ. – 2021. – №28 (часть II). – Ст. 5538.
Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108 «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров»// Собрание законодательства РФ. – 2021. – №28 (часть II). – Ст. 5536.
Приказ ФНС России от 09.11.2017 №ММВ-7-1/846@ «О показателях результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности Федеральной налоговой службы»// Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант Плюс».
Приказ ФНС России от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139@ (ред. от 25.09.2018) «Об утверждении формы Перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, порядка ее заполнения и формата представления в электронном виде» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2015 N 36943) // Первоначальный текст документа опубликован в издании Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.04.2015.
Далее рассмотрим основные проблемы и причины отказа налоговых органов в возмещении НДС:
1. Документы для возмещения НДС оформлены с нарушениями.
При осуществлении торговых операций на территории России «камнем преткновения», как правило, является правильность оформления первичных документов (счет-фактур), на основании которых производится возмещение НДС из бюджета. В настоящее время требования к оформлению указанных документов установлены ст. 169 НК РФ. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что счет-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного данной статьей порядка, не могут являться основанием для принятия налога к вычету или возмещению. Вместе с тем, невыполнение требований, не предусмотренных данной статьей, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. При осуществлении экспортных операций много проблем у экспортера возникает в связи с необходимостью подтверждения факта реального экспорта, т. е. физического вывоза товара за пределы территории России. Налогоплательщик должен позаботиться о надлежащем оформлении документов, подтверждающих фактический вывоз товара.
2. Хозяйственные операции нереальны.
Данное основание отказа в возмещении НДС обусловлено мнимостью совершаемых налогоплательщиком хозяйственных операций, направленных на искусственное формирование налоговых вычетов и возмещение налога из бюджета. Как показывает анализ правоприменительной практики, в большинстве случаев фискальным органам не удается доказать мнимость хозяйственной операции. Однако в судебной практике имеются примеры, когда факт совершения налогоплательщиком хозяйственных операций не подтверждается.
3. Поставщики недобросовестны.
Нередко налоговые органы связывают право на возмещение НДС из бюджета с соблюдением законодательства о налогах и сборах контрагентами налогоплательщика. Однако, в большинстве случаев арбитражные суды не поддерживают правильность такого подхода. В качестве обоснования своей позиции суды отмечают, что каждый налогоплательщик самостоятельно несет ответственность за выполнение своих обязанностей и независимо пользуется своими правами, в том числе правом учета расходов в целях налогообложения прибыли, получения налоговых вычетов по НДС.
Налогоплательщик не может нести ответственности за действия третьих лиц, в том числе своих контрагентов. НК РФ не обусловливает права налогоплательщика на возмещение налога из бюджета представлением контрагентами его поставщиков в налоговый орган запрашиваемых документов или иной информации и уплатой ими в бюджет полученных сумм налога. Нарушение субпоставщиками законодательства о налогах и сборах не может служить основанием для отказа в получении возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0% (Постановления ФАС Московского округа от 17.12.2010 N КА-А40/15868-10[1], ФАС Уральского округа от 02.03.2009 N Ф09-833/09-С2[2]).
[1] Постановление ФАС Московского округа от 17.12.2010 N КА-А40/15868-10//Доступ из СПС «Консультант Плюс».
[2] Постановление Уральского округа от 02.03.2009 N Ф09-833/09-С2//Доступ из СПС «Консультант Плюс».