Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации современные положения и перспективы развития
Введение
Исследование конституционно-правового статуса прокуратуры, вопросов его правового регулирования имеет важное значение в изучении сущности и роли прокуратуры в государственном механизме, выявлении ее значения для общества и государства, анализе правозащитного потенциала, что предопределяет и характеризует эффективность функционирования прокурорской системы.Прокуратура Российской Федерации на современном этапе развития представляет собой единую федеральную централизованную систему органов и организаций, основным назначением которой является осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, а также выполнение иных функций в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а равно охраняемых законом интересов общества и государства.
Содержание
Введение
Теоретико-правовые основы конституционно-правового статуса прокуратуры в Российской Федерации
1. Конституционно-правовое закрепление статуса прокуратуры в Российской Федерации
2. Место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации
Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации: современные положения и перспективы развития
1. Функции прокуратуры Российской Федерации, как основа ее конституционно-правового статуса
2. Конституционно-правовые проблемы законодательного закрепления статуса прокуратуры и основные направления ее реформирования в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. Ст. 445.
Федеральный закон от 17 января 1992 г. №2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2022) // Российская газета. - 25.11.1995. - N 229.Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. №2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и Прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета. 2014. 7 февраля.
Указ Президента РФ от 18.04.1996 N 567 (ред. от 31.12.2019) "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" (вместе с "Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью") // СПС Консультант Плюс.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2021 N 43 "О применении судами норм главы 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств по заключению прокурора" // СПС Консультант Плюс.
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 № 13-П // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2003. - № 5.Постановление Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 1статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации // СЗ РФ. - 2000. - № 16. - Ст. 1774.Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 2-П // Вестник Конституционного Суда РФ. – 2015. - № 2.
Правовой статус прокуратуры определяется не только нормами, регламентирующими ее функции и полномочия, но и нормами, закрепляющими ее место и роль в системе органов государственной власти. При этом определение положения, которое занимает прокуратура в государственном механизме, хотя и производно от ее функций, но имеет самостоятельное правовое значение.Принятие в 1993 году новой Конституции Российской Федерации явилось началом нового этапа в истории развития российской прокуратуры. Надо сразу отметить, что, в некоторой степени, принятый Основной закон государства снизил статус прокуратуры. Так, если раньше в конституции правовой статус прокуратуры был закреплен в отдельной главе, то теперь ее не стало, а органам прокуратуры посвящена лишь одна статья (129-я) Конституции, которая «потерялась» в главе VII, посвященной судебной власти. Прогрессивным шагом законодателя следует считать внесение в 1995 году изменений в закон «О прокуратуре РФ» и включение надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в основные виды надзора, которые закреплены законом за прокуратурой.Таким образом, подробная регламентация деятельности прокуратуры закреплена в Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», [2] где регламентируется предмет и пределы прокурорского надзора, основные направления деятельности прокуратуры, порядок прохождения службы сотрудниками прокуратуры, полномочия прокуроров, а также другие виды деятельности. Характерной чертой данного закона является то, что он не вступает в конфликт с другими нормами действующего законодательства, которые регулируют все направления деятельности прокуроров.