Формирование правовой культуры обучающихся в процессе изучения права
Введение
В настоящее время многие сферы общества, связанные с основными социальными ценностями, претерпевают изменения. С одной стороны, гражданское общество формируется в рамках верховенства закона в стране, с другой стороны, правосознание граждан и их правовая система ценностей искажаются, что приводит к увеличению отклоняющегося поведения.
Молодое поколение, чья система ценностей еще не полностью сформирована, особенно уязвимо к негативным влияниям. Отсутствие достаточного понимания законов и этики, на которых основано индивидуальное социальное поведение, может привести к противоправному поведению подростков.
Подросткам необходимо, чтобы все социальные институты оказывали систематическое и целенаправленное влияние на формирование правового сознания и знакомство с правовой системой ценностей. Ведущая роль в формировании правовой грамотности принадлежит семье и школе. Именно там подросток проводит большую часть своего времени и набирается жизненного опыта.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Правовая культура: понятие, структура, виды……………...6-14
Условия и особенности правового воспитания школьников………………………………………………………...……...14-22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методология исследования…………………………………...23-52
2.2. Общие рекомендации для учителей права по формированию правовой культуры у школьников…………………………………..…..52-55
Заключение……………………………………………………..….56-57
Список использованной литературы и источников………….58-60
Список использованных источников и литературы
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 19.12.2022).
3. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022).
4. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.12.2022)(с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023).
5. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 05.12.2022) «О защите прав потребителей».
6. Агапов Д.А. Правовая культура как элемент гражданского общества // Правовая культура. 2007. № 1 (2). – 14 с.
7. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 2012. – 326 с.
8. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. М. 1999. – 712 с.
9. Бабаев В.К., Баранов В.М. Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях. М. 1998. – 256 с.
10. Баева, P. P. Актуальные проблемы в области защиты прав детей в России [Текст] / Р. Р. Баева. – М.: Наука, 2012. – 47 с.
11. Баранов П.П., Окусов А.П. Аксиология юридической деятельности. Ростов-на-Дону, 2003. – 364 с.
12. Ганаева, Е. Э. Правовое воспитание подростков как средство коррекции девиантного поведения [Текст] / Е. Э. Ганаева. – М. : Юрист, 2014. 469 с.
13. Грачев В.С. Правовая культура как субъективный фактор реализации права: Автореф. дис. … канд. юрид. Наук. СПб., 1996. – 191 с.
14. Ишеков, К. А. Теоретик-правовые основы реализации конституций и уставов субъектов Российской Федерации органами государственной власти [Текст] / К. А. Ишеков. – М. : Наука, 2012. – 97 с.
15. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. – 202 с.
Давайте обратимся к концепции правового образования.
Правовое просвещение - это деятельность, осуществляемая государственными учреждениями, институтами, трудовыми коллективами и общественностью в соответствии с дидактическими принципами правовой педагогики. Целью является формирование и развитие правового сознания у отдельных лиц и социальных групп, обеспечение их эффективного функционирования в области правового контроля и содействие укреплению законности и порядка, развивать демократию и создавать сильную моральную и правовую атмосферу в обществе. Правовое образование направлено на преобразование политических и правовых установок и требований общества в личные убеждения и нормы поведения граждан.
В научной литературе под правовой культурой понимается:
- «совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики»[1];
- «достигнутый уровень развития в правовой (и государственно-
правовой) организации жизни людей»[2];
- «совокупность знаний и навыков, умение применять их на деле,
обеспечить законность»[3];
- «совокупность духовных ценностей в сфере права»[4] ;
- «система овеществленных и идеальных элементов, относящихся к
сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей»[5];
- «меры освоения правовых ценностей, накопленных обществом, и их использование различными субъектами в правовой сфере»[6];
- «совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере»[7].
- «качественное состояние правовой жизни общества»[8];
- «система ценностей и норм, укоренившихся в сознании и мотивации, обусловливающих поведение индивида и выражающихся в традициях, стиле взаимоотношения между личностью и правом»[9].»
Анализ данных определений правовой культуры позволяет выделить основные черты, присущие данному явлению:
1) Правовая культура - это часть общей культуры. Она взаимодействует с другими типами культур.
2) Правовая культура - это сумма всех правовых знаний, отношения к закону и действующей правовой системе, включая все общество и отдельных лиц.
3) Правовая культура включает в себя нормативные и ненормативные компоненты. Нормативность проявляется в том, что она формирует нормативное правовое предписание, а также характер действия правовых норм в обществе. Ненормативный компонент - это формирование отношения индивидов к закону и их концепции нормативного действия закона.
[1] Сальников В.П. Правовая культура сотрудников милиции. Л.: ВПУ, 1983. – С. 362.
[2] Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.: Издательская группа НОРМА–ИНФРА, 1999. – С. 272.
[3] Баранов П.П., Окусов А.П. Аксиология юридической деятельности. Ростов-н/Д: РЮИ МВД России, 2003. – С. 72.
[4] Цыбулевская О.И. Правовая культура субъектов власти: нравственный аспект // Правовая культура. – 2006. – № 1. – С.15.
[5] Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания. Сборник научных трудов. М.: Изд-во Всесоюз. ин-та по изуч. причин и разраб. мер предупреждения преступности, 1974. – С.19.
[6] Грачев В.С. Правовая культура как субъективный фактор реализации права: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 1996. – С. 13.
[7] Бабаев В.К., Баранов В.М. Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях. Учебное пособие. М.: Юрист, 1998.. – С. 63.
[8] Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2002. – С. 370.
[9] Агапов Д.А. Правовая культура как элемент гражданского общества // Правовая культура. – 2007. – № 1 (2). – С.10.