Перспективы развития цифровой энергетики
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап мирового экономического и социального развития характеризуется существенным влиянием на него информационных технологий. Одной из ярких тенденций, возникших вследствие нарастающих технологических, экологических, экономических и социальных вызовов к топливно-энергетическому комплексу, становится цифровая трансформация или цифровизация, в основе которой лежит изменение форм бизнеса, ориентированных на цифровое представление данных. Появление новых цифровых инфраструктур, развитие технологий вычислительной техники и цифровых коммуникаций порождают новые возможности в области информационных технологий, их внедрения в социально-политическую и экономическую жизнь общества, формируют новую систему международной экономики – цифровую.
Актуальность темы «перспективы развития цифровой энергетики» обусловлена трансформационными процессами в энергетике государства, формирующимися под влиянием создания цифровой экономики и развития различных инновационных технологий.
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭНЕРГЕТИКИ КАК ФАКТОРА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ.. 8
1.1 Концептуальные подходы к исследованию цифровизации. 8
1.2 Российские и зарубежные практики цифровизации в энергетике. 15
1.3 Роль цифровизации в глобальном энергетическом переходе в российской энергетике 21
2 ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ.. 33
2.1 Анализ развития цифровой энергетики: отечественный и зарубежный опыт. 33
2.2 Проблемы развития цифровой энергетики в России. 47
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭНЕРГЕТИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ.. 52
3.1 Рекомендации развития цифровой энергетики. 52
3.2 Разработка инструментов стимулирования цифровой трансформации в энергетике 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Президент Российской Федерации. Перечень поручений по итогам конференции по искусственному интеллекту / утв. Президентом Российской Федерации 31 декабря 2020 г. № Пр-2242. // Собрание законодательства РФ. 2020. №238. Ст. 1458.
Президент Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». // Собрание законодательства РФ. 2020. № 238. Ст. 1326.
Президент Российской Федерации. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2020. № 238. Ст. 1568.
Правительство Российской Федерации. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 г. / утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р. // Собрание законодательства РФ. 2020. № 238. Ст. 2358.
Президент Российской Федерации Указ О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы : указ Президента РФ № 203-ФЗ : утвержден Президентом РФ 09 мая 2017 г. // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31. Ст. 4398.
Программа «Цифровая экономика РФ» (утв. распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р). // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31. Ст. 1268.
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 27.07.2017 г. № 1632) // Собрание законодательства РФ. 2017. № 31. Ст. 1485.
Программа инновационного развития ПАО «Россети» на период 2016–2020 гг. с перспективой до 2025 г. (утв. Советом директоров в 2016 г.). // Собрание законодательства РФ. 2016. № 46. Ст. 2615.
Прогноз научно-технологического развития РФ на период до 2030 года (утв. Правительством РФ 3 января 2014 г.). // Собрание законодательства РФ. 2014. № 154. Ст. 2364.
Впрочем, необходимо понимать, что данные процессы относятся к третьей технологической революции, а не четвертой, которая подразумевает переход от простой цифровизации к инновациям, основывающимся на комбинации технологий.
Положение дел с децентрализацией энергетики обстоят сложнее, являющейся одним из принципиально важных мировых трендов наряду с цифровизацией и декарбонизацией. Глобальный рынок технологий распределенных энергоресурсов, по данным Энергетического центра «Сколково», растет темпами около 6–9% в год. По оценке МЭА, к 2030 году распределенная энергетика обеспечит до 75% новых подключений в ходе глобальной электрификации.
В России состояние дел в сфере энергетики противоречивое. С одной стороны, объемы распределенной генерации растут, прогресс остановить невозможно. Потребитель выбирает собственную и распределенную генерацию из соображения экономической целесообразности и безопасности. Промышленные потребители выбирают данные виды генерации, реагируя на постоянное удорожание и не удовлетворяющее их качество и надежность централизованных поставок электроэнергии и тепла, в конечном счете, все это улучшает экономику производств и безопасность энергообеспечения. Тем не менее, это негативно сказывается на большой энергетике, не учитывающей распределенную энергетику в своих текущих и инновационных программах. Распределенная энергетика числится в документах стратегического планирования только как способ энергообеспечения удаленных и изолированных территорий. Никакого «большого» целеполагания в этой сфере нет. Даже не существует понятийного аппарата распределенной энергетики в законодательстве[17, C.98].
В настоящее время отечественная электроэнергетика, до сих пор во многом находиться в индустриальной модели, в парадигме плана ГОЭЛРО: централизованное прогнозирование спроса на энергию, централизованные инвестиции, централизованное планирование строительства крупных объектов. Итоговый результат – избыток мощности, чрезмерные затраты на поддержание надежности системы, перекладываемые на тех, кто еще не ушел из нее, в связи с этим ускоряет процесс стихийной децентрализации.