Особенности внимания детей младшего школьного возраста
Введение
Актуальность исследования. Проблема изучения развития внимания в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них благоприятных условий жизни и учебы. На сегодняшний день растет число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся.
Проблема развития внимания детей относится к числу актуальных проблем детской психологии. Этой проблемой в своих исследованиях занимались Г.А. Урунтаева, Е.А. Бондаренко, И.В. Дубровина, В.С.Мухина и др. Ученые указывают на малый объем внимания, на колебания устойчивости внимания и его концентрации, проявляющейся в периодических изменениях работоспособности и быстрой утомляемости детей.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВАI. Теоретический анализ проблемы особенностей внимания
детей младшего школьного возраста……………………….…………………….5
1.1 Понятие о внимание…………………………………………………………...5
1.2 Виды внимания………………………………………………………………..21
1.3 Особенности психодиагностики в младшем школьном возрасте…..……..29
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование внимания детей младшего
школьного возраста……………………………………………………………….40
2.1 Организация и проведение исследования внимания младших
школьников ………………………………………………………….…………...40
2.2Анализ результатов исследования внимания младших школьников.……...43
2.3Рекомендации по коррекции и развитию внимания у детей
младшего школьного возраста …………………………………………………...46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..50
Список литературы:
1. Балин В.Д. Введение в теоретическую психологию. – СПб.: СПбГУ, 2012. 232 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Издво МПСИ, 2009. 430с. 3. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. – М.: ГУ ВШЭ, 2012. 528 с.
4. Большой психологический словарь / ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 816с.
5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу. – М.: Владос, 2010. 368с. 6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: МПСИ, 2009. 342 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Союз, 2006. 224 с. 8. Гамезо М.В., Петрова Е.В., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Изд-во «Педагогическое об-во России», 2009. 512с.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: Речь, 2015. 352 с.
10.Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Л. Хрестоматия по психологии. – М.: Академия, 2000. 528 с.
11.Гуткина Н.И. Детский практический психолог в школе. – М.: Академия, 2009. 328 с.
12.Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: Владос-пресс, 2013. 264с.
13.Земцова О.Н. Развиваем внимание. – М.: Махаон, 2009. 34с. 14.Карандашев
В.Н. Психология. Введение в профессию.- М.: Академия, 2009. 512с.
15.Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников. Учебное пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. 210 с. 43
16.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2011. 420с.
17.Ланге Н.Н. Механизм внимания. Т. 1. – СПб.: СПбГУ, 2007. 142 с.
18.Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2016. 592с.
19.Нартова-Бочавер С.К., Потапова А.В. Введение в психологию развития: учебное пособие. – М.: Флинта, 2011, 314с.
Она считается непосредственным и непроизвольным продуктом интереса. Появление непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами. К основным условиям возникновения данного вида внимания могут быть отнесены качества раздражителей, прежде всего новизна последних для субъекта. Так, например, новизна может состоять в появлении ранее отсутствовавшего раздражителя, в изменении физических свойств действующих раздражителей, в ослаблении или же прекращении их действий, в отсутствии знакомых раздражителей, в перемещении раздражителей в пространстве (к примеру, движущиеся предметы обычно привлекают внимание).
Внимание вызывает все необычное. Самые разнообразные раздражители, обладающие фактически одним только общим свойством-новизной, привлекают внимание потому, что реакция на них не ослаблена в результате привыкания. Внимание привлекают сильные раздражители, такие как громкие звуки, яркий свет и краски, резкий запах.
Однако такое понимание причин возникновения непроизвольного внимания, как мы считаем несколько упрощенно, так как обычно при возникновении непроизвольного внимания мы имеем дело с целым комплексом причин, а в этот комплекс входят различные физические, психофизиологические и психические причины. Они взаимосвязаны друг с другом, но условно их можно разделить на четыре категории:
Первая группа причин, связанная с характером внешнего раздражителя. Она важна, потому что сюда включена, прежде всего, сила, или же интенсивность, раздражителя. Представим, что мы увлечены каким-то делом. В этом случае мы можем и не замечать легкого шума в соседней комнате или на улице. Но если внезапно рядом раздается громкий стук от, например, упавшей со стола тяжелой вещи, то это невольно привлечет ваше внимание.
Таким образом, любое достаточно сильное раздражение - громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах - невольно привлекает наше внимание. И при этом наиболее значимую роль играет относительная сила раздражителя. Приведем пример, если мы чем-то увлечены, то не замечаем слабых раздражителей. А это объясняется тем, что их интенсивность недостаточно велика по сравнению с интенсивностью раздражителей, составляющих предмет того, чем мы увлечены. Но в то же время в других условиях, к примеру, ночью, когда мы отдыхам, мы можем очень чутко реагировать на всевозможные шорохи, скрипы и др. Так же большое значение имеет контраст между раздражителями, а также длительность раздражителя и его величина и форма.