Налоговая нагрузка малых предприятий на примере организации ООО «ТЭК Проектирование»
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях экономической деятельности оптимизация налогообложения становится одной из приоритетных задач компаний. Ввиду возрастания налоговой нагрузки предприятия находятся в поисках направлений снижения объёма налоговых платежей с целью повышения чистой прибыли.
Оценка налоговой нагрузки дает понимание, насколько эффективно идет использование собственных средств, определить, используются ли компания возможности по снижению налоговой базы и возможные методы оптимизации отчислений. Проблема снижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы.
Актуальность данной работы заключается в том, что, возможность снижения налоговых выплат способствует повышению эффективности бизнеса, что особенно актуально в условиях кризиса.
Объектом исследования является налоговая нагрузка малых предприятий.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Роль малого предпринимательства в экономике современной России. 5
1.2 Влияние налоговой нагрузки на деятельность малого предпринимательства в Российской Федерации. 13
1.3 Влияние налоговой нагрузки на развитие и финансовое состояние предприятия 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «ТЭК Проектирование». 22
2.2 Оценка налоговой нагрузки малых предприятий на примере организации ООО «ТЭК Проектирование». 26
Глава 3. Направления оптимизации налоговой нагрузки малых предприятий. 35
3.1 Меры минимизации налоговой нагрузки для предприятий малого бизнеса 35
3.2 Оптимизация налогообложения предприятия ООО «ТЭК Проектирование» 38
3.3 Экономическая эффективность оптимизации налоговой нагрузки для предприятий малого бизнеса. 40
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс.
- Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс.
- Федеральный закон «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г.№209-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.
- Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12. 2008 № 294-ФЗ (в действующей редакции) // СПС КонсультантПлюс.
- Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ (в действующей редакции) // СПС КонсультантПлюс.
- Федеральный закон «О рекламе» от 26.12.1995 г. №208-ФЗ (в действующей редакции) // СПС КонсультантПлюс.
- Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р « О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации» // СПС КонсультантПлюс
- Айсханова Е. С. Теоретические основы налогообложения и оценки налоговой нагрузки организации / Е. С. Айсханова, Б. Л. Исакова, П. А. Ибрагимова // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 7(132). – С. 1174-1177.
- Аксенова Ж. А. Налоговая нагрузка как фактор финансовой устойчивости организации в условиях цифровизации экономики / Ж. А. Аксенова, О. В. Ищенко, В. В. Салий // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 43(2). – С. 322-328.
- Базилевич О.И. Налоги и налогообложение. Практикум: Учебное пособие / О.И. Базилевич, А.З. Дадашев. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М.: КноРус, 2019. – 285 c.
За последние годы сделан значительный прорыв в оптимизации налоговой нагрузки для субъектов малого предпринимательства. Государство за счёт развития режимов налогообложения осуществляет корректировку налоговой нагрузки предприятий, что обеспечивает свободное развитие конкуренции, а также формирует развитие свободного рынка. К примеру, УСН предусматривает уплату единого налога вместо уплаты нескольких налогов, что способствует оптимизация налоговой нагрузки на предприятие[1].
Существует множество публикаций по вопросам оценки налоговой нагрузки предприятий. Среди основных можно назвать способы оценки путем соотношения налогов и выручки. Предприятия рассчитывают долю налогов в выручке тем самым определяют свою налоговую нагрузку и налоговое бремя и в случае необходимости принимает меры по оптимизации налоговой нагрузки.
Рассмотрим основные документы, дающие определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговым органом.Среди них можно выделить следующие
- Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год.
- До 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
- С 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.
Таким образом, можно отметить, что под налоговой нагрузкой понимается степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей или обременение, возникающее в связи с обязательствами уплаты налогов.Налоговая нагрузка может быть рассчитана на разных экономических уровнях, а именно:
- Для государства.
- Для отрасли.
- Для отдельного предприятия.
- Для конкретного человека.
Для формирования налоговой нагрузки предприятия может учитываться выручка предприятия, источники уплаты налогов, вновь созданная стоимость, а также планируемая прибыль.
[1] Поторочин П. С. Определение налоговой нагрузки и суть ее оптимизации / П. С. Поторочин // Вестник науки. – 2020. – Т. 2. – № 1(22). – С. 151-154.