Знакомство с понятием «задача» и способами её решения в дошкольной образовательной организации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в процессе математического и общего развития детей дошкольного возраста существенное место занимает знакомство с понятием «задача» и способами её решения.
Знакомство дошкольников с понятием «задача» и способами её решения традиционно входило в программу дошкольной математической подготовки. Методические подходы к этому процессу достаточно подробно были раскрыты в пособии А. М. Леушиной [22]. Знакомство с понятием «задача» и способами её решения входят также во все программы дошкольной математической подготовки, например такие, как «Радуга» и «Детство» [8; 10].
Вопросами знакомства с понятием «задача» и способами её решения занимались такие ученые как: Л. А. Венгер, В. В. Данилова, А. М. Леушина, Н. Н. Непомнящая, А. В. Белошистая, Л. С. Метлина [3; 6; 21; 29; 2; 24]. Однако в настоящее время не все дошкольники понимают, что такое задача.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................................ 3
1 Теоретические основы знакомства с понятием «задача» и способами её решения в дошкольной образовательной организации................................................................................................ 6
1.1 Требования ФГОС к математическому образованию вдошкольной организации................................................................ 6
1.2 Понятие «задача» и её виды в дошкольной образовательной
организации...................................................................................... 8
1.3 Методики знакомства дошкольников с понятием «задача» и способами её решения в дошкольной образовательнойорганизации.......................................................... 12
2 Описание экспериментальной работы по знакомству с понятием «задача» и способами её решения в дошкольной образовательной организации................................................................................................ 16
2.1 Первичная диагностика выявления уровня умения решать «задачи» дошкольниками................................................................ 16
2.2 Формирование умения решать задачи дошкольниками................................................................................. 24
2.3 Сравнительная диагностика выявления уровня умения решать задачи дошкольниками.................................................................... 27
Заключение....................................................................................................... 31
Список использованных источников.............................................................. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А. В. Белошистая. – 2-е изд. – Москва : Инфра-М, 2017. – 319 с. – (Практическая педагогика). – ISBN 978-5-16-011419-4.
2. Белошистая, А. В. Современные программы математического образования дошкольников / А. В. Белошистая. – Москва : Инфра-М, 2018. – 234 с. – (Научная мысль). – URL: https://new.znanium.com/catalog/product/972377 (дата обращения: 12.12.2022). – ISBN 978-5-16-103869-7.
3. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Карапуз,2010. – 254 с. : ил. – (Педагогика детства). – ISBN 978-5-904673-66-6.
4. Гаврина, С. Е. Учимся решать задачи : Рабочая тетрадь дошкольника / Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. – Москва : Мозаика-Синтез, 2011. – 49 с. – ISBN 978 5-86775-962-9.
5. Гурова, Л. Л. Психология мышления : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Л. Гурова. – Москва : Юрайт, 2018. – 202 с. – (Бакалавр. Академический курс). – ISBN 592-9-2013-45.
6. Данилова, В. В. Обучение математике в детском саду : учебное пособие / В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова. – 1-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2004. – 172 с. – (Высшее образование). –ISBN 978-5-534-12763-8.
7. Данилова, В. В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. / В. В. Данилова. – Москва : Академия, 2004. – 147 с. – (Высшее образование) (Классическая учебная книга : Classicum). – URL: https://sovietime.ru/matematika/matematicheskaya-podgotovka-detej-v-doshkolnykh-uchrezhdeniyakh-1987-god-skachat-sovetskij-uchebnik (дата обращения: 19.12.2022).
8. Детство : Программа развития и воспитания детей в дошкольной образовательной организации / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткипа под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А Михайловой, Л. М. Гурович. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Детство-Пресс, 200
Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Капелька» хутора Новопокровского Приморско-Ахтарского района. В исследовании приняли участие воспитанники подготовительной группы «Солнышко» в составе 9 человек.
Основываясь на теоретических положениях, а также в соответствии с целью и задачами данной работы был проведен констатирующий этап эксперимента, целью которого было выявление уровня сформированности понятия «задача» и способов её решения у воспитанников подготовительной группы.
Констатирующий этап эксперимента осуществлялся поэтапно:
– подбор диагностик на выявление уровня сформированности понятия «задача» и способов её решения у воспитанников подготовительной группы,
– определение критериев, позволяющих оценить уровень сформированности понятия «задача» и способов её решения у воспитанников подготовительной группы,
– выявление уровней и раскрытие уровневых характеристик сформированности понятия «задача» и способов её решения у воспитанников подготовительной группы.
Для исследования уровня сформированности понятия «задача» и способов её решения у воспитанников подготовительной группы, был использован следующий методический инструментарий:
- беседа на тему «Понятие задача» с детьми подготовительной группы,
- диагностика Е. В. Колесниковой «Составление и решение задач-иллюстраций» [18],
- тест «Составление и решение задач» [4].
На первом этапе была проведена беседа о задаче с детьми подготовительной группы. В исследовании принимали участие 9 детей из подготовительной группы «Солнышко». Возраст испытуемых: 6–7 лет.
Цель беседы: выявить представления ребенка о понятии «задача» и способов её решения.