Порядок формирования бюджета муниципального образования и контроль за его исполнением (на примере Администрации Березовского района Красноярского края)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы формирования и исполнения бюджета муниципального образования обусловлена тем, что в настоящее время существует проблема неэффективности бюджетно-финансовой системы в России. Неэффективность проявляется в неспособности органов власти всех уровней обеспечить страну, регион или город достаточным объемом именно собственных доходов. Ключевой проблемой в данном случае является то, что рост доходов бюджета существенно ниже, чем рост доходов, а также, уровень инфляции выше, чем рост доходов. Создание эффективных механизмов организации бюджетных процедур, как с точки зрения повышения качества управления и планирования доходов бюджетов, совершенствования системы их администрирования, так и справедливых ко всем уровням бюджетной системы нормативов распределения бюджетных средств, позволило бы сделать каждый уровень бюджетной системы более самостоятельным и, как следствие, более ответственным за использование средств бюджета.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 6
1.1 Понятие и порядок формирования бюджета муниципального образования. ... 6
1.2 Подходы к анализу исполнения бюджета муниципального образования. 10
1.3 Разработка методики анализа бюджета муниципального образования. 24
2.1 Осуществление бюджетного процесса в Березовском районе. 27
2.2 Анализ доходов бюджета Березовского района. 34
2.3 Анализ расходов бюджета Березовского района. 48
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТА БЕРЕЗОВСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.. 55
3.2 Пути повышения собственных доходов муниципального образования. 62
3.3 Оценка экономического эффекта предложенных мероприятий. 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 73
Приложение А Доходы бюджета Березовского района по основным статьям за 2018-2021 гг. 78
Приложение Б Темпы роста доходов бюджета Березовского района по основным статьям за 2019-2021 гг. 81
Приложение В Абсолютный прирост доходов бюджета Березовского района за 2019-2021 гг. 82
Приложение Г Относительный прирост доходов бюджета Березовского района за 2019-2021 гг. 83
Приложение Д Структура расходов бюджета Березовского района за 2020-2021гг. 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 14.07.2022).
2.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
3.Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022).
4.Федеральный Закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022).
5.Закон Красноярского края от 10 июля 2007 № 2-317 «О межбюджетных отношениях».
6.Устав Березовского района Красноярского края № 11-40Р от 25.06.1998 (ред. от 28.04.2015 № 81-449Р).
7.Решение Березовского районного Совета депутатов от 30.01.2009 № 57-394Р «Об утверждении Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Березовском районе».
8.Решение Березовского районного Совета депутатов от 29.01.2015 № 78-434Р «Об утверждении структуры администрации Березовского района»
9.Решение Березовского районного Совета депутатов от 22.05.2019 № 44-311Р «Об исполнении районного бюджета за 2018 год»
10.Решение Березовского районного Совета депутатов от 14.05.2020 № 56-391Р «Об исполнении районного бюджета за 2019 год»
11.Решение Березовского районного Совета депутатов от 01.06.2021 № 7-42Р «Об исполнении районного бюджета за 2020 год»
12.Аганбегян, А. Г. Финансы, бюджет и банки в новой России / А. Г. Аганбегян. - Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. - 400 с.
13.Игонина, Л.Л. Региональные и муниципальные финансы: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л.Л. Игонина [и др.]; под редакцией Л.Л. Игониной. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 480 с.
14.Иванова, Н.Г. Бюджетная система РФ: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н.Г. Иванова [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 381 с.
Показатели долговой зависимости муниципального образования представлены в таблице 1.5 [30].
Основным показателем, позволяющим оценить долговую зависимость государства или его субъектов, выступает коэффициент общей долговой зависимости экономики. Он характеризует долю государственного долга в валовом внутреннем или региональном продукте. Сложность расчета подобного коэффициента на муниципальном уровне осложняется отсутствием подобного валовому продукту показателя уровня экономического развития муниципального образования. Исходя из этого, коэффициент долговой зависимости муниципальной экономики лишь приближенно может быть оценен как отношение общего объема муниципального долга к общей сумме объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, розничной торговли и сферы услуг.
Коэффициент долговой емкости бюджета показывает степень покрытия муниципального долга доходными источниками без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Коэффициент долговой зависимости бюджета показывает соотношение муниципального долга и общей суммы расходов бюджета и позволяет оце- нить платежеспособность органов местного само- управления в отношении муниципальных долговых обязательств.
Коэффициент долговой нагрузки бюджета показывает долю текущих расходов по обслуживанию муниципального долга в общей сумме расходов бюджета.
Коэффициент предела обслуживания муниципального долга показывает долю текущих расходов по обслуживанию муниципального долга в общей сумме расходов. Предельный размер этого коэффициента регламентируется статьей 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Превышение указанного значения влечет за собой запрет для органов местного самоуправления на принятие новых долговых обязательств (за исключением принятия соответствующих долговых обязательств в целях реструктуризации муниципального долга).