Систематизация ошибок воспитания и причин их появления в семье
Введение
Семья в истории человечества является незаменимым институтом социализации, исторической трансляции культурных, этнических, нравственных ценностей. Характер такого явления, как семья, определяется не только общественно-экономическими, историческими, национальными условиями, но и внутрисемейными отношениями. Семья развивается и изменяется вместе с обществом. Общество заинтересовано в семье, которая способна вырастить здорового ребенка. Физическое, социальное, нравственное здоровье детей – это здоровье нации в целом. В семье формируются основы личности, ценностные установки и ориентации, содержание которых отвечает потребностям социально справедливого, правового и экономически эффективного общества. Семейное воспитание носит специфический характер, его воздействие на ребенка значительно отличается от любого другого и является незаменимым в процессе его социализации. Уникальная близость, возникающая в семье, позволяет с раннего детства привить ребенку нравственные качества, а л
Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы исследования ошибок семейного воспитания 7
1.1 Семья как объект воспитания 7
1.2 Семья как субъект воспитания и ошибки родителей во взаимодействии с ребенком в исследованиях российских и зарубежных авторов 14
2 Эмпирическое исследование ошибок родителей в семье и причин их возникновения 30
2.1 Нарушение правовых норм в отношении ребенка .30
2.2 Ошибки родителей в контексте негативных влияний социокультурной среды семьи на развитие личности ребенка 34
2.3 Причины возникновения ошибок родителей во взаимодействии с ребенком 38
3 Психолого-педагогическая работа по профилактике и коррекции ошибок родителей во взаимодействии с ребенком 49
3.1 Технологии психолого-педагогической работы с семьей и детьми, для родителей которых характерно совершение ошибок во взаимодействии с ребенком 49
3.2 Технологии психолого-педагогической работы, направленные на предупреждение различных типов ошибок родителей во взаимодействии с ребенком и нейтрализацию их последствий 55
Заключение 58
Список использованных источников 60
Список использованных источников
1. Бердникова Ю. Мир ребенка. Развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка. СПб.: наука и техника, 2007.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
4. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. …канд. психол. наук. М., 1987.
5. Воспитатели и дети: источники роста / Под ред. В.А. Петровского. М., 1994.
6. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Невро¬зы у детей и их лечение. М.: Медицина, 1977.
7. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
8. Добсон Д. Непослушный ребенок. – М.: Т-Око, 1992.
9. Заслуженюк В.С., Саличенко В.А. Родители и дети. Взаимоотношение или отчуждение. М., 1996.
10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1992.
11. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. М., 1988.
12. Земска М. Семья и личность. М., 1986.
13. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. Самара, 2001.
14. Короленко Ц.П., Донских Г.А. 7 путей к катастрофе. Новосибирск, 1990.
15. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. М., 1090.
16. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1992.
17. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л.: Ме¬дицина, 1985.
18. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1983.
19. Малярова Н.В. Семейное консультирование и его роль в регулировании брачно-семейных конфликтов // Семья как объект социальной политики. – М.: ИСИ АН СССР, 1986.
20. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб., 2002.
21. Минияров В. М. Психология семейного воспитания. М.: МОДЭК, 2000.
22. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. 1994. № 6.
23. Об основных гарантиях прав
Семейное воспитание представляет собой систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада. Главная и общая задача семейного воспитания – подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная – усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи. Семейное воспитание должно основываться на определённых принципах: гуманность и милосердие к растущему человеку, вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников, открытость и доверительность отношений с детьми, оптимистичность взаимоотношений в семье, последовательность родителей в своих требованиях, оказание посильной помощи ребёнку. Реализация данных принципов зависит от типа воспитания: авторитарный – все решения, касающиеся детей, принимают исключительно родители; авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются родителями совместно с детьми; либеральный – при принятии решений последнее слово остаётся за ребёнком; хаотический – управление осуществляется непоследовательно, иногда авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.
Почему в хорошей, гармоничной семье иногда растут трудные дети? В определении причин трудновоспитуемости довольно часто проступают непосредственные зависимости: в неблагополучной (конфликтной, распадающейся) семье – неблагополучные дети, в плохом педагогическом коллективе – плохо воспитанные ученики. Наблюдается