Сравнительный анализ концепций социального характера Э. Фромма и Д. Рисмена
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество существует в условиях интенсивной социальной жизни и активных взаимодействий между людьми. Это вызывает необходимость в изучении концепций, которые помогают понять различные субъективные аспекты социальной жизни, включая отношения, поведение и личностный рост.
Социальный характер является одним из важнейших аспектов человеческой личности. Социальный характер — это сложное, многогранное и неоднозначное явление, которое влияет на основы социальной системы и объясняет поведение различных социальных групп, помогая им предвидеть свое поведение в определенных ситуациях. Несмотря на разнообразие существующих научных работ по этой теме, большинство из них лишь частично затрагивают концепцию социального характера личности. В науке до сих пор нет единого мнения относительно понимания этого понятия и возможностей его применения в современном обществе. Наиболее влиятельные концепции социального характера были разработаны Эрихом Фроммом и Дэвидом Рисменом. Оба а
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
1 Теория социального характера Э. Фромма 7
1.1 Понятие и условия формирования социального характера по Э. Фромму 7
1.2 Типология и особенности социальных характеров по Э. Фромму 9
2 Теория социального характера Д. Рисмена 14
2.1 Понятие и условия формирования социального характера по Д. Рисмену 14
2.2 Типология и особенности социальных характеров по Д. Рисмену 16
3 Сравнение теоретических подходов Э. Фромма и Д. Рисмена 20
3.1 Сходство концепций Э. Фромма и Д. Рисмена 20
3.2 Различие концепций Э. Фромма и Д. Рисмена 21
Заключение 23
Список использованных источников 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Аскаров Р. Р., Коротаева Т. В. Молодежь как социально-демографическая группа и её ценностные ориентации / Р. Р. Аскаров, Т. В. Коротаева // Скиф. 2023. С. 263-267 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-kak-sotsialno-demograficheskaya-gruppa-i-eyo-tsennostnye-orientatsii (дата обращения: 04.04.2023).
2 Бронзино Л. Ю. Критическая социология франкфуртской школы / Л. Ю. Бронзино // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2007. С. 52-67 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriticheskaya-sotsiologiya-frankfurtskoy-shkoly (дата обращения: 01.04.2023).
3 Гадецкая Е. О. Человек в гуманистической и авторитарной системе ценностей в работах Э. Фромма / Е. О. Гадецкая // Система ценностей современного общества. 201 3. С. 1-5 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-v-gumanisticheskoy-i-avtoritarnoy-sisteme-tsennostey-v-rabotah-e-fromma (дата обращения: 05.04.2023).
4 Жуков В. Н. Э. Фромм: социальная природа агрессии / В. Н. Жуков // Аграрное и земельное право. 2023. С. 4-11. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50335137 (дата обращения: 05.04.2023)
5 Заводская И. Н. Эрих Фромм о социально-психологических основах тоталитарных режимов XX века / И. Н. Заводская // 2021. С. 50-52 [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46301009 (дата обращения: 23.03.2023)
6 Иванова Т. Н., Абрюкова М. А. Социальный характер в социологической и социально-психологической интерпретации: теоретико-методологический анализ / Т. Н. Иванова, М. А. Абрюкова // КНЖ. 2016. С. 107-111 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-harakter-v-sotsiologicheskoy-i-sotsialno-psihologicheskoy-interpretatsii-teoretiko-metodologicheskiy-analiz (дата обращения: 23.03.2023).
7 Комф Е. В. Теоретические аспекты типологизации личности в социологии: к постановке проблемы / Е. В. Комф // ВЭПС. 2021. С. 106-108 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-tipologizatsii-lichnosti-v-sotsiologii-k-postanovke-problemy (дата обращения: 04.04.2023).
8 Крошечкина, М. Е. Философско-психологические аспекты теории Эриха Фромма о «социальном характере» / М. Е. Крошечкина, Э. З. Матурова // Актуальные вопросы экономики региона: анализ, диагностика и прогнозирование: Материалы V Международной студенческой научно-практической конференции, Нижний Новгород, 17 апреля 2015 года / Нижегородский филиал МИИТ; редактор: Н.В. Пшениснов. – Нижний Новгород: Стимул-СТ, 2015. С. 208-210 [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23947809 (дата обращения: 04.04.2023).
9 Латышева В. В. Социология: учебник для вузов / В. В. Латышева. М.: Издательство Юрайт, 2022. 203 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/491560 (дата обращения: 04.04.2023).
10 Лесевицкий А. В. Исследование смысложизненных акцентуаций личности студентов Пермского филиала
Продуктивный тип — это человек, который берет свои негативные чувства и направляет энергию на продуктивную работу. Данный тип независим, честен, спокоен, любвеобилен, креативен и занимается общественно полезными делами. Они сосредоточены на построении любящих, заботливых и значимых отношений с другими людьми. Это относится не только к романтическим отношениям, но и к другим семейным отношениям, дружбе и социальным отношениям. Их часто описывают как хороших супругов, родителей, друзей, коллег и сотрудников. Э. Фромм рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу. Это демонстрирует способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и работе. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и, следовательно, избавляются от самообмана. Они соединяются с внешним миром посредством самопознания и самореализации. Этот процесс рассматривается как настоящий процесс социализации.