Товарный знак как инструмент защиты прав изготовителей товаров
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной динамично развивающейся экономики термин «товарный знак» стал неотъемлемым элементом предпринимательской деятельности. Об этом свидетельствуют показатели статистики Роспатента, так, в 2022 году наблюдался рост поступления заявок, поданных на государственную регистрацию товарных знаков. Данный рост обеспечили российские заявители, которые подали в отчетном году на 13,98% заявок больше, чем за аналогичный период 2021 года.
Товарный знак можно рассматривать как олицетворение модели ведения бизнеса, как основной компонент коммерческого бренда в целом. Средствам индивидуализации, а в частности товарному знаку, отводят важнейшее место в системе взаимоотношений между производителем и потребителем. Как отмечают многие специалисты в области гражданского права, основной целью регистрации товарного знака является защита своего бизнеса от нечестной конкурентной борьбы. Вопрос охраны товарного знака является актуальным в современную эпоху. Закон предоставляет право
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТОВАРНЫЙ ЗНАК КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 6
1.1. Товарный знак как объект правовой защиты: понятие и виды 6
1.2. Развитие законодательства регулирующего правовую защиту прав на товарный знак в Российской Федерации 11
2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ТОВАРНОГО ЗНАКА 15
2.1. Содержание исключительного права на товарный знак 15
2.2. Способы и форма защиты прав на товарный знак: особенности и порядок осуществления 18
2.3. Проблемы применения мер ответственности за незаконное использование товарного знака 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно - правовые акты
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 05.12.2022).
3. Федеральный закон "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" от 28.06.2022 N 193-ФЗ (последняя редакция).
4. Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 июля 2015 г. № 482 "Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, Порядка преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот, Перечня сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства на коллективный знак (с изменениями на 23 ноября 2020 года) ".
Монографии, учебники, учебные пособия
5. Абросимова Е.А. Коммерческое право: учебник для вузов / под общей редакцией Е. А. Абросимовой, В. А. Белова, Б. И. Пугинского. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023 – 590 с.
6. Суханов Е.А. Российское гражданское право: Учебник: В 2-х томах. Том I. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. — М.: Статут, 2011. – 960 с.
7. Морозов Г. Б. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: учебник и практикум для вузов / Г. Б. Морозов. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 457 с.
8. Зенин И. А. Право интеллектуальной собственности: учебник для вузов / И. А. Зенин. — 11-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 577 с.
9. Новоселова Л.А. Право интеллектуальной собственности : учебник для вузов / под редакцией Л. А. Новоселовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 300 с.
10. Рожкова М.А. Интеллектуальная собственность: основные аспекты охраны и защиты: учебное пособие / М.А. Рожкова. — Москва : Проспект, 2014. — 248 с
Научные статьи
11. Бобров М.Е. О проблеме совладения исключительным правом на средство индивидуализации / М.Е. Бобров // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал
Первым законодательным актом, регулирующим отношения в области правовой охраны товарных знаков в советский период, стал Декрет СНК от 15 августа 1918 года «О пошлине на товарные знаки». В соответствии с данным документом необходимо было все выданные свидетельства зарегистрировать в Народном комиссариате торговли и промышленности. Незарегистрированные свидетельства считались недействительными.
Следующим этапом развития правовой основы регулирования отношений, связанных с использованием товарных знаков, стало принятие 8 января 1974 года Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий Положения о товарных знаках. Значение данного акта в первую очередь выражалось в том, что в нем впервые было четко сформулировано понятие товарного знака как зарегистрированного в установленном порядке обозначения, служащего для отличия товаров одних предприятий от однородных товар