Умный город в цифровой экономике: современное состояние и перспективы развития

Скачать дипломную работу на тему: Умный город в цифровой экономике: современное состояние и перспективы развития . В которой рассмотрена состоит в исследование социально-экономических эффектов и реакций, сопровождающих цифровую трансформацию систем управления муниципальными и агломерационными образованиями. Изучены особенности цифровизации городской среды в рамках концепции
Author image
Shamil
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
21.03.2025
Объем файла
381 Кб
Количество страниц
69
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2720 руб.
3400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность темы диссертации связана с необходимостью системного осмысления и оценки реальной социально-экономической эффективности перспектив массового внедрения в муниципалитетах Российской Федерации комплекса цифровых новаций в части мониторинга городской среды, управления процессами жизнедеятельности и экономической активности, а также качественного изменения уровня вовлечения граждан в процессы муниципального управления.
Широко известная и активно внедряемая в мире и Российской Федерации функциональная концепция «умных городов» в настоящее время характеризуется декларацией принципов антропоцентризма, качественного роста технологичности инфраструктурных систем и процессов, «цифровой революции» в управлении муниципальными ресурсами всех видов, прогресса в организации безопасной и комфортной среды проживания. 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты концепции «Умный город»    7

1.1 Современный этап осмысления и исследования концепции «Умный город»........................................................................................................... 7

1.2  Концепция «умных городов» как прогрессивных форм пространственно-экономической трансформации и перспективных точек регионального социально-экономического развития................................................................. 15

1.3 Экономические и социальные возможности «умного города» как источника прогрессивных пространственно-экономических трансформаций  20

Глава 2.  Анализ современного состояния цифровой экономики   в условиях внедрения концепции Умный город.......................................................................... 26

2.1 Технологии цифровой экономки в проектах умный город....... 26

2.2  Российский национальный рейтинг «умных городов» и возможности его использования в управлении муниципальными и региональными пространственно-экономическими

трансформациями............................................................................. 42

Глава 3. Совершенствование и перспективы развития концепции «Умный город» в цифровой экономике ............................................................................... 53

3.1 Умный город – основные концепции и перспективы развития. 53

3.2 Умная трансформация городов: возможности и риски ............ 67

Заключение............................................................................................... 71

Список источников и литературы............................................................ 75

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12. 1993 г. (с изм. и доп. от 21. 07. 2014 г. №11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 16.06.2020).
  2. Методические рекомендации по подготовке регионального проекта «Умные города» программ цифрового развития экономики субъекта Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Мин. строительтсва и жилищно-коммунального хозяйства Рос. Федерации. – Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/docs/17596/.(дата обращения: 16.06.2020).
  3. Национальный проект «Жильё и городская среда». Minstroyrf.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://minstroyrf.gov.ru/trades/natsionalnye-proekty/natsionalnyy-proekt-zhilye-i-gorodskaya-sreda (дата обращения: 18.10.2021).
  4. Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды на 2018 – 2022 годы» : приказ Минстроя России от 06.04.2017 № 691/пр [Электронный ресурс]// Официальный сайт «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215257/ (дата обращения: 16.06.2020).

Система обеспечения безопасности транспорта в режиме реального времени осуществляет комплексный мониторинг транспортной системы – автомобильных дорог и путей железнодорожного сообщения. Своевременно распространяет информацию о заторах на дорогах и рекомендации по их объезду. В режиме реального времени выполняется и мониторинг состояния мостов. Система современно реагирует на возникающие угрозы выполняет прогнозирование, ранее предупреждение и эффективную обработки инцидентов.

Безопасность окружающей среды

Система управления безопасностью окружающей среды ориентирована на мониторинг состояния водных ресурсов, воздуха и почвы. В сжатые сроки возможно отследить источник загрязнения вод и пресечь незаконной сброс загрязняющих веществ.

Система жизнеобеспечения города

Система мониторинга и контроля безопасной эксплуатации систем жизнеобеспечения города позволяет получать информация о состояние водопроводов, теплоснабжения, канализации и подземных пространств.

Стихийные бедствия

Работа системы мониторинг и раннего предупреждения природных бедствий основана на использовании различных инструментов изучения метеорологической обстановки, состояния почв и гидрологических процессов. Система позволяет своевременно получить информацию о возникновении землетрясения и бедствия, угрожающих городу.

Платформа управления городской безопасностью

Платформа поддерживает совместное использование информации в режиме реального времени, а также межрегиональные, межотраслевые и межуровневые коммуникации для координации действий всех служб при ЧС. Система спроектирована с учётом необходимости реагирования на множество чрезвычайных ситуаций. Отслеживание в режиме реального времени хода операций и визуализацию данных процессов.

В 2017 г. Компания PricewaterhouseCoopers представила результаты исследования – рейтинг готовности крупнейших городов мира к внедрению технологий будущего. Выглядит исследование следующим образом: Сингапур – 62%, Лондон – 59%, Шанхай – 55%, Нью-Йорк – 53% и Москва – 53% готовности. Население крупнейших городов мира в большинстве своем пока не готово жить в «умных городах», в то время как темпы внедрения смарт-технологий в городскую среду стремительно нарастают.[1]

Примеров «умных городов» в России не очень много. Лидерами являются такие города как: Казань, Санкт-Петербург, Москва, Сарове. Москва переходит к комплексному развитию на основе вовлечения в интеллектуальный анализ все более широкого круга данных, единообразия платформ и активной обратной связи от конечных пользователей.

Программа «Смарт Сити Казань» находится сейчас на ранней стадии, создается инфраструктура, позволяющая осуществлять мониторинг и собирать данные в таких областях, как транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, безопасность, контроль городской среды и экологической обстановки.

 


[1] Василенко И. А. "Умный город" как социально-политический проект: возможности и риски смарт-технологий в городском ребрендинге // Власть. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/umnyy-gorod-kak-sotsialno-politicheskiy-proekt-vozmozhnosti-i-riski-smart-tehnologiy-v-gorodskom-rebrendinge (дата обращения: 16.12.2020).