Повышение инновационного потенциала организации (на примере публичного акционерного общества «Сбербанк России»)
Введение
Обеспечение долгосрочного экономического роста является одной из основных целей большинства стран мира. Экономический рост сопровождают: повышение эффективности производства, сокращение безработицы, стабильность цен и расширение внешнеэкономических связей, а также другие положительные экономические, социальные процессы. Однако для достижения поставленных целей необходимо, чтобы во всех сферах хозяйственной деятельности использовались научно-технические новшества, то есть инновации.
Инновация представляет собой использование результатов научно-исследовательских разработок, которые направлены на усовершенствование процессов производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в сфере науки, культуры, образования в иных сферах деятельности общества. Этот термин может иметь разные значения в различных контекстах, в зависимости от конкретной цели измерения или анализа.
Ведение инновационной деятельности в большинстве организаций на сегодняшний день необходимо для того, чтобы происходило развитие внешней торговли и повышение конкурентоспособности. Для многих компаний необходимо вводить разные новшества, также проводить рационализацию производства.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...6
1. Теоретические основы формирования инновационного потенциала организации………………………………………………………………………10
1.1. Понятие и сущность инновационного потенциала организации………...10
1.2. Подходы к формированию структуры инновационного потенциала организации………………………………………………………………………17
1.3. Методы оценки инновационного потенциала организации……………...25
2. Анализ и оценка инновационного потенциала ПАО «Сбербанк России»…………………………………………………………………………...32
2.1. Краткая характеристика ПАО «Сбербанк России» по основным технико-экономическим показателям……………………………………………………32
2.2. Организационная структура ПАО «Сбербанк России»…………………..38
2.3. Анализ финансовых результатов деятельности ПАО «Сбербанк России»…………………………………………………………………………...43
2.4. Анализ инновационного развития ПАО «Сбербанк России»……………48
2.5. Анализ системы показателей инновационного потенциала ПАО «Сбербанк России»………………………………………………………………54
2.6. Оценка инновационного потенциала ПАО «Сбербанк России»………...61
Глава 3. Совершенствование инновационного потенциала организации ПАО «Сбербанк России»………………………………… …………………………...64
3.1. Рекомендации по повышению инновационного потенциала ПАО «Сбербанк России»………………………………………………………………64
3.2. Экономическая эффективность от предложенных рекомендаций………68
Заключение……………………………………………………………………….79
Список использованной литературы…………………………………………...83
Приложение А. Методы оценки инновационного потенциала организации............................................................................................................89
Приложение Б. Система расчетных показателей, характеризующих структурные компоненты инновационного потенциала предприятия………91
Приложение В. Шкала Харрингтона…………………………………………...95
Приложение Г. Лицензия ПАО «Сбербанк России» на осуществление банковской деятельности………………………………………………………..97
Приложение Д. Организационная структура головного офиса ПАО «Сбербанк России»………………………………………………………………98
Приложение Е.Отчет о финансовых результатах ПАО «Сбербанк России» за 2019 год…………………………………………………………………………..99
Приложение Ж. Отчет о финансовых результатах ПАО «Сбербанк России» за 2020 год…………………………………………………………………………103
Приложение З. Отчет о финансовых результатах ПАО «Сбербанк России» за 2021 год…………………………………………………………………………107
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2022 № 11-ФКЗ) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 10.11.2022).
2. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (последняя редакция) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 10.11.2022).
3. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 07.10.2022) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 10.11.2022).
4. Абдукаримов И.Т. Эффективность и финансовые результаты хозяйственной деятельности: критерии и показатели их характеризующие, методика оценки и анализа / И.Т. Абдукаримов // Социально-экономические явления и процессы, 2019. ‒ № 5. ‒ С. 11-21.
5. Агарков А.П. Управление инновационной деятельностью / А.П. Агарков, Р.С. Голов. ‒ 2-е изд. ‒ Москва: Дашков и К, 2020. ‒ 204 с.
6. Алексеев А.А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для вузов /А.А. Алексеев. ‒ 2-е изд., перераб. и доп. ‒ Москва: Юрайт, 2021. ‒ 259 с.
7. Алтуфьева Н.В. Теоретические аспекты понятий «инновации» и «инновационный потенциал» в системе социально-экономического развития / Н.В. Алтуфьева // Теоретическая экономика, 2020. ‒ № 11 (71). ‒ С. 67-77.
8. Арсакаев И.Ш. Инновационная деятельность предприятий в рыночной экономике / И.Ш. Арсакаев // Журнал прикладных исследований, 2021. ‒ № 6. ‒ С. 980-986.
9. Баранчеев В.П. Управление инновациями /В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. ‒ Москва: Юрайт, 2018. ‒ 720 с.
10. Белаш К.В. Теоретические аспекты диагностики инновационного потенциала предприятия (организации) // К.В. Белаш, А.Н. Колмыков // Контентус, 2019. ‒ № 4. ‒ С. 15-23.
В целом можно сказать, что инновационный потенциал представляет собой способность организации к осуществлению инновационной деятельности. Инновационный потенциал раскрывает состояние всех структурных элементов экономической деятельности организации.
Функции инновационного потенциала отражают специализированные виды инновационной деятельности предприятия, и его среды, участвующие в процессе воспроизводства технологий и распределяющие доходы по результатам совместной деятельности.
Величина инновационного потенциала определяет выбор стратегии инновационного развития. Например, если у предприятия есть все необходимые ресурсы, оно может использовать стратегию лидера, разрабатывая и внедряя базисные инновации. А если предприятию не хватает ресурсов, его возможности ограничены. В таком случае необходимо повышать инновационный потенциал и реализовывать стратегию подражателя с использованием улучшающих технологий.
В связи с этим структура инновационного потенциала также может рассматриваться с разных сторон. Также существует и множество подходов к оценке инновационного потенциала. Каждая методика имеет свои достоинства и недостатки.
К сожалению, эти методики не всегда могут позволить эффективно оценить инновационный потенциал. Выбор методов оценки зависит от ряда разных факторов, например от размера организации, цели проведения оценки, а также доступности информации для проведения этого анализа.
Инновационный потенциал является стратегическим ресурсом предприятия, позволяющим нейтрализовать негативное воздействие внешних и внутренних факторов. Инновационный потенциал оказывает влияние не только на конечные результаты деятельности, но и на пределы роста и структурного развития предприятия.