Цифровая трансформация налогового администрирования: эволюция и тенденции
ВВЕДЕНИЕ
Серьезные преобразования в российской экономике невозможны без совершенствования работы государственного сектора, аккумулирующего финансовые ресурсы, необходимые для производства общественных благ. Главная роль в этой сфере у ФНС России, так как до 75 % доходов федерального бюджета бюджетной системы Российской Федерации ежегодно обеспечивается за счет налоговых поступлений. Также налоговые органы через проводимую ими политику оказывают влияние на макроэкономику страны. Осуществляемые преобразования в налоговой сфере в конечном итоге воздействуют на такие важные показатели, как развитие бизнес-среды, деловая активность, занятость населения и экономический рост.
Актуальность исследования. В условиях цифровизации экономики налоговые органы все больше используют цифровые технологии для решения необходимых задач в процессе осуществления налогового администрирования.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы процесса цифровизацииналогового администрирования 6
1.1 Эволюция влияния цифровой экономики на содержание понятия «налоговое администрирование» 6
1.2 Сущность и содержание цифровых технологий в налоговомадминистрировании 12
1.3 Методы совершенствования цифровых налоговых сервисов всовременной практике налогового администрирования за рубежом 23
Глава 2. Действующая практика взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов Российской Федерации в условиях цифровизации (на примере Управления ФНС России по Республике Дагестан) 37
2.1 Оценка современного состояния цифровизации налогового администрирования в Управлении ФНС России по Республике Дагестан 37
2.2 Особенности взаимодействия экономических субъектов и Управления ФНС России по республике Дагестан при организации электронного документооборота 45
2.3 Риски цифровизации взаимодействия субъектов налоговых отношений 61
Глава 3. Актуальные тенденции цифровой трансформации налоговогоадминистрирования в Российской Федерации 67
3.1 Обеспечение эффективности применения электронных сервисов в сфере администрирования налоговых платежей 67
3.2 Внедрение инновационных инструментов налоговогоадминистрирования в Российской Федерации 74
3.3 Построение единой цифровой системы налогового учета и администрирования на основе технологии распределенных реестров
Заключение 83
Список источников и литературы 88
Приложение 93
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (действующая редакция от 28.02.2022) // СПС «Консультант Плюс».
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (действующая редакция от 14.07.2022) // СПС «Консультант Плюс».
Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об электронной подписи» // СПС «Консультант Плюс».
Указ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» от 09 мая 2017 г. № 203 // Официальный интернет-портал правовой информации.
Федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»: упрощение процедуры прекращения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства со сроком реализации 1 июля 2023 года.
Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» (с изменениями и дополнениями).
Проект методики расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
План деятельности Федеральной налоговой службы на 2022 год и плановый период 2023-2027 годов. Приложение 3 к протоколу заседания Общественного совета при ФНС России от 18 января 2022 № 4.
Приказ ФНС России от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@ (ред. от 06.05.2022) «Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи».
В качестве второго основания для классификации сервисов является способ использования. По способу использования: обязательные или добровольные. Даже, если цифровой сервис закреплен в законодательстве, его использование может быть добровольным. В таком случае в законодательстве, как правило, закрепляются различные электронные формы, которые можно использовать наравне с бумажными, либо сервисы, которые налогоплательщик может использовать по желанию. Можно привести в качестве примера добровольного использования сервиса «Личный кабинет налогоплательщика».
Информация об этом сервисе представлена в Налоговом кодексе Российской Федерации в статье 11.2,[1] где прописан интернет ресурс, на котором он размещен, порядок его ведения, а также случаи использования (с целью получения прав и реализации обязанностей налогоплательщиков –физических лиц в цифровой среде без использования бумажных носителей). В Приказе ФНС России от 22 августа 2017 № ММВ-7- 17/617@ «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика» оговорен порядок получения доступа к сервису через логин и пароль.
Другим примером добровольного сервиса является приложение «Мой налог». В соответствующем Федеральном законе, например, сказано о том, что для регистрации в рамках нового режима необходимо лишь наличие паспорта и специально разработанного приложения («Мой налог») для данного режима). В этом же Федеральном законе дается описание этого приложения. Физическое лицо может воспользоваться приложением с использованием компьютерного устройства мобильного телефона, смартфона, планшета, а также компьютера, подключенного к сети «Интернет». Использованию цифрового приложения «Мой налог» посвящен практически весь Федеральный закон «О налоге на профессиональный доход».
В качестве примера обязательного использования цифрового сервиса, можно привести статью 80 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с этой статьей определенные в Налоговом кодексе налогоплательщики должны предоставлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета по установленной форме в электронном виде.
В существующих научных работах российских ученых по теме использования цифровых технологий в рамках налогового администрирования много внимания уделяется обзору существующих цифровых технологий, которые налоговые органы используют в целях осуществления налогового контроля налогоплательщиков. [2]
Достаточно большое количество исследований посвящено описанию существующих цифровых сервисов, расположенных на сторонних ресурсах, используемых для обмена информацией с налоговыми органами (электронный документооборот).