Совершенствование налогообложения электронной торговли (прямые и косвенные налоги)
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях развитие любого предприятия невозможно без организации электронной коммерции. Это обосновывается тем, что всемирная сеть Интернет позволяет существенно повысить уровень объемов реализации за счет увеличения охвата целевой аудитории, а также расширения каналов сбыта компаний.
На сегодняшний момент глобальная сеть Интернет охватывает все сферы человеческой деятельности. Сфера бизнес-услуг, которая предоставляется через Интернет, стремительно развивается. Среди формирующихся направлений важную роль играет система онлайн-торговли. Это направление бизнеса связано с предоставлением услуг, продуктов конечному потребителю. Основным субъектом этих систем является электронный магазин, то есть автоматизированная система электронной коммерции в Интернете.
Постоянное развитие и популярность продаж товаров в интернете возрастает с каждым годом.
Введение............................................................................................ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы налогообложения электронной торговли.............................................................................. 7
1.1 Эволюция развития и современное состояние электронной торговли 7
1.2 Экономическая сущность, функции и принципы электронной торговли 12
1.3 Развитие налогообложения субъектов электронной торговли на основе опыта стран Европейского Союза................................... 21
Глава 2. Действующий механизм налогообложения субъектов электронной торговли (на примере интернет-магазина Wildberries)............................................ 31
2.1 Формы электронной торговли интернет-магазина как объект налогообложения........................................................................................................... 31
2.2 Система налогообложения интернет-магазина Wildberries (прямые и косвенные налоги).............................................................................................. 43
2.3 Оценка эффективности нормативно-экономических принципов налогообложения электронной коммерции.................. 55
Глава 3. Совершенствование моделей налогообложения электронной торговли в Российской Федерации............................................................................. 59
3.1 Развитие существующих моделей налогообложения электронной торговли и их внедрение в налоговую систему Российской Федерации........................................................................................................... 59
3.2 Автоматизация налогообложения электронной торговли в Российской Федерации......................................................................................... 67
Заключение....................................................................................... 75
Список источников и литературы.................................................... 80
Приложение...................................................................................... 85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, c изменениями, одобренными в ходе всенародного голосования 20.07.2020) // СПС Консультант Плюс.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ (действующая редакция от 28.02.2022) // СПС «Консультант Плюс».
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (действующая редакция от 14.07.2022) // СПС «Консультант Плюс».
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)// СПС «Консультант Плюс».
Федеральный закон от 03.07.2016 N 244-ФЗ (редакция от 27.11.2017) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс».
Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ (редакция от 28.06.2022) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» // СПС «Консультант Плюс».
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (редакция от 14.07.2022) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС «Консультант Плюс».
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 14.07.2022) «О защите прав потребителей».
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 (ред. от 15.04.2022) «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования. // СПС «Консультант Плюс».
Разработанные ОЭСР меры были востребованы и позволили избежать крайностей, а именно полного исключения электронной коммерции из налогообложения и введения в отношении неё специальных налогов.
Рабочей группой по налогу на прибыль, комитета по налоговым вопросам ОСЭР, был разработан доклад, где были выделены приоритетные задачи, связанные с прямыми налогами в сфере электронной коммерции:
- уточнение определения постоянного представительства;
- определение подлежащей налогообложению доли прибыли в государстве постоянного представительства, возникающего у нерезидента вследствие использования на территории данного государства сервера и размещения на нем своего сайта для осуществления коммерческой деятельности в электронной форме;
- классификация различных типов платежей, осуществляемых в рамках электронной коммерции в качестве встречного вознаграждения за предоставленные услуги.
Для решения названных задач были сформулированы предложения, которые публиковались в рабочих документах, и обладали статусом рекомендаций. Но позже решения, затрагивающие прямое налогообложение в сфере электронной коммерции, получили закрепление на более высоком уровне, а именно в комментариях к Типовой налоговой конвенции ОЭСР в 2000 г.
Там было сказано, что признание постоянным представительством сервера, на котором находится веб-сайт недопустимо, что простое размещение веб-сайта компаниинерезидента на сервере в зарубежной стране не может рассматриваться как постоянное представительство на территории данного государства. Несмотря на то что компании фактически получают доход, они не подпадают под налогообложение.