Методология проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета
Актуальность исследования методологии проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета обусловлена тем, что правильно и рационально организованный бухгалтерский учет необходим каждому экономическому субъекту. От того верно или нет, отражены факты хозяйственной жизни зависит достоверность финансовой или бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Изучение порядка выполнения аудиторской проверки по разделам и счетам бухгалтерского учета дает возможность оценить способы избежания ошибок, допускаемых в бухгалтерском учете экономического субъекта, способствует получению достоверной экономической информации об экономическом субъекте, в которой заинтересованы собственники, инвесторы, кредиторы и т.д.
В конкурентной среде проведение аудита по разделам и счетам бухгалтерского учета позволяет сформировать информацию, ориентированную на принятие обоснованных управленческих решений посредством устранения недостатков, характерных для бухгалтерского учета. Эффективный аудит по разделам и счетам бухгалтерского учета является гарантией не одной лишь достоверности их бухгалтерской отчетности, сохранности собственности, но и успешной деятельности субъекта хозяйственной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы проведения аудиторской проверки бухгалтерского учета 7
1.1. Нормативные документы и источники информации, используемые при проведении аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета..7
1.2. Основные этапы проведения аудиторских проверок бухгалтерского учета 14
Глава 2. Действующая практика проведения аудиторской проверки бухгалтерского учета организации (на примере АО Агентство «Роспечать»)…...26
2.1. Разработка стратегии и плана аудита, тестов оценки системы внутреннего контроля для проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета 26
2.2. Аналитические процедуры на этапе планирования аудита 38
2.3. Проведение аудиторских процедур и документирование их результатов по разделам и счетам бухгалтерского учета 48
Глава 3. Развитие методики аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета 56
3.1. Разработка классификатора возможных нарушений и ошибок при проведении аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета 56
3.2. Разработка направлений оптимизации аудиторских проверок бухгалтерского учета 63
Заключение 71
Список источников и литературы 75
Приложения 81
Список источников и литературыКодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 19.12.2022) // СПС Консультант Плюс.
Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 19.12.2022)// СПС Консультант Плюс.
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями от 05.12.2022)// СПС Консультант Плюс.
Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями от 30.12.2021) // СПС Консультант Плюс.
Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (с изменениями и дополнениями от 02.07.2021)// СПС Консультант Плюс.
Международный стандарт аудита 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита» Введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 09.01.2019 №2н (последняя редакция)// СПС Консультант Плюс.
Международный стандарт аудита 230 «Аудиторская документация» Введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 09.01.2019 №2н (с изменениями и дополнениями от 27.10.2021) // СПС Консультант Плюс.
Международный стандарт аудита 260 (пересмотренный) «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление» Введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 09.01.2019 №2н (с изменениями и дополнениями от 27.10.2021) // СПС Консультант Плюс.
Международный стандарт аудита 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» Введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 09.01.2019 №2н (с изменениями и дополнениями от 27.10.2021)// СПС Консультант Плюс.
Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный, 2019 г.) «Выявление и оценка рисков существенного искажения» Введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 27.10.2021 №163н (последняя редакция) // СПС Консультант Плюс.
Третий уровень регулирования аудита по разделам и счетам бухгалтерского учета охватывает нормативные акты ведомств и министерств, а кроме того, внутренние стандарты саморегулируемых аудиторских организаций, которыми устанавливаются правила организации аудиторской деятельности и осуществления аудита применительно к определенным отраслям и по конкретным вопросам учета и хозяйственного права[1]. Цель нормативных документов третьего уровня заключается в помощи в выполнении требований стандартов, разработке прогрессивных приемов и рациональных способов организации аудита и контроля за ним[2]. Этот уровень включает методические рекомендации:
– по организации и осуществлению внутреннего контроля качества работы аудиторской организации[3];
– по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности[4];
– по сбору аудиторских доказательств при проверке правильности формирования страховых резервов[5];
– по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг[6]
При проведении аудита по разделам и счетам бухгалтерского учета необходимо придерживаться внутренних правил, установленных в своей аудиторской организации, а также правил саморегулируемой аудиторской организации членами которой они являются. Прежде всего, это относится к качеству проводимой аудиторской проверки, к соблюдению аудитором законодательства РФ в части проведения проверки, а также к условиям повышения квалификации. А.А. Савин, Л.В. Сотникова отмечают, что «форма и содержание этих документов является прерогативой аудиторских организаций».[7]
Информационное обеспечение аудита по разделам и счетам бухгалтерского учета составляют источники, разделенные на четыре группы, представленные ниже: