Налоговое стимулирование государственной инвестиционной политики Российской Федерации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях сложной мировой экономической ситуации отмечаются отрицательные темпы прироста инвестиций в основной капитал, что потребовало от государства разработки дополнительных мер поддержки субъектам Российской Федерации, в том числе и со стороны уменьшения налоговых расходов важных для государства секторов экономики.
В условиях дефицита субнациональных бюджетов и слабой инвестиционной активности особую актуальность приобретает задача поиска направлений совершенствования практики использования налоговых льгот для стимулирования регионального инвестиционного процесса. Налоговые льготы заняли прочное положение среди инструментов инвестиционной политики российских регионов, что имеет своим следствием значительные выпадающие доходы региональных бюджетов.
Каждый субъект Российской Федерации разрабатывает собственные методики оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот.
CОДЕРЖАНИЕ
1.1 Роль государственной инвестиционной политики в экономике государства 6
2.1 Оценка государственной инвестиционной политики в России..... 32
Список источников и литературы................................................................. 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 28.12.2022 . №327-ФЗ) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ(ред.от01.12.2022) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (Налогового кодекса Российской Федерации ч.2) от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ (ред. 21.11.2022 г.).
Федеральный закон от 01.04.2020 №69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (ред. 21.11.2022 г.) // СПС КонсультантПлюс.
Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 28.12.2022г.)// СПС КонсультантПлюс.
Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (ред. от 01.05.2022) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119
Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (ред. от 11.06.2021) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962
Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах: распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – URL: 162 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317187
«Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (утв. Минфином России) // СПС КонсультантПлюс.
Более высокая доля страховых премий объясняет значительную роль страховых институтов в финансировании инвестиционного процесса за рубежом и их слабую вовлеченность в финансирование инвестиций в России. Страховые компании размещают средства страховых резервов в такие активы как депозиты, облигации, акции, фонды коллективного инвестирования и т. д.[1]
За рубежом наиболее востребованными финансовыми инструментами выступают корпоративные облигации и фонды коллективных инвестиций, что во многом обусловлено развитым рынком ценных бумаг. В России традиционно наибольшую долю в активах страховых компаний занимают облигации (корпоративные облигации – 24,3%, государственные облигации – 17,6%) и банковские депозиты (19,3%).[2]
Таким образом, действует эффект комплементарности: низкие расходы домохозяйств на приобретение страховых полисов сужают инвестиционные возможности страховых организаций, что в конечном итоге ограничивает роль страховых организаций в финансировании капитальных вложений. Как было отмечено ранее, главный финансовый аспект инвестиционного процесса заключается в тесной взаимосвязи финансовых балансов экономических агентов. В свою очередь, государство, принимая во внимание данную взаимосвязь, реализует политику, ориентированную на рост инвестиционных вложений.
Во многих странах информация об упущенных доходах бюджета в результате предоставления налоговых льгот не включается в закон о бюджете, а налоговые расходы чаще всего отражаются в отдельных отчетах, данная точка зрения является вполне справедливой. Требования к детализации налоговых расходов, установленные законодательством разных стран, изложены в табл.2.[3]
[1] Страховой рынок России: итоги 2020 года. – М. : Национальное Рейтинговое Агентство, 2021. – 15 с. [Электронный ресурс] // Национальное Рейтинговое Агентство: официальный сайт. – URL: https://www.ranational.ru/sites/default/files/analitic_article/Обзор_страховой_рынок_2020_fin. pdf
[2] Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков в 2020 г.: информационно-аналитические материалы. – М. : Банк России, 2021 г. – 26 с. [Электронный ресурс] // Банк России: официальный сайт. – URL: 185 https://cbr.ru/Collection/Collection/File/32073/review_insure_20Q4.pdf
[3] https://unecon.ru/sites/default/files/disspopovaem.pdf