Конкурентный анализ как основа совершенствования стратегии организации (на материалах Банка ВТБ (ПАО)
ВВЕДЕНИЕ
Любая предпринимательская деятельность, включая банковскую, в первую очередь связана с конкуренцией. Поэтому исключительную роль в банковской системе играет возможность привлечения и удержания клиентов. Для реализации этой возможности требуется грамотно сформировать стратегию организации, а также реализовать ее на практике. Это невозможно без понимания конкурентов и их предложений, положения на рынке и собственного потенциала.
Именно получением и систематизацией, указанной выше информации, а также позиционированием компании на рынке и занимается конкурентный анализ.
Существуют различные подходы к понятиям «конкурентоспособность», «конкурентная позиция» и «конкурентная среда».
Но во всех подходах можно выделить как элемент разработки стратегии организации. Необходимость ясной стратегии организации обуславливается возможностью более быстрого изменения деятельности как в рамках запланированных сценариев, так и в случае неопределенности.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Характеристика конкурентного анализа. 18
1.3. Особенности конкурентного анализа в банковской сфере. 25
2.1. Характеристика и организационная структура банка. 28
2.2. Стратегия Банка ВТБ (ПАО) 37
2.3. Конкурентный анализ Банка ВТБ (ПАО) 39
3.1. Рекомендации по развитию проведения конкурентного анализа. 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Андреева, О. В. Комплексный анализ конкурентной позиции коммерческого банка на примере АО «Россельхозбанк» / О. В. Андреева, Р. Г. Абдрахманова. – Текст : электронный // Аспирант. – 2017. – № 1 (27). – С. 24-28. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_29039652_66539437.pdf (дата обращения: 14.12.2022. – Режим доступа : для зарегистрир. пользователей).
- Бабенко, И. В. Анализ рыночных и финансовых показателей ритейлов в сфере алкогольной продукции (на примере брэнда «Алкотека») / И. В. Бабенко, А. Г. Хнычева. – Текст : электронный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – №11-3. – С. 143-146. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-rynochnyh-i-finansovyh-pokazateley-riteylov-v-sfere-alkogolnoy-produktsii-na-primere-brenda-alkoteka.
- Белова, И. А. Конкурентный анализ рынка ЖКХ Уральского федерального округа / И. А. Белова. – Текст : электронный // Вестник ЧелГУ. – 2021. – № 10 (456). – С. 87-94. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentnyy-analiz-rynka-zhkh-uralskogo-federalnogo-okruga (дата обращения: 09.12.2022. – Режим доступа : для зарегистрир. пользователей).
- Боброва, О. С. Организация коммерческой деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 332 с.
- Буровникова, Ю. В. Конкурентный анализ бизнес-среды и рыночных позиций предприятия / Ю. В. Буровникова, Д. В. Зюкин, Д. И. Жиляков. – Текст : электронный // Наука и практика регионов. – 2020. – № 3 (20). – С. 14-22. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44148773_71411874.pdf (дата обращения: 14.12.2022. – Режим доступа : для зарегистрир. пользователей).
- Ведерников, Б. Б. Анализ конкурентного поведения в банковской сфере России в 2019 году / Б. Б. Ведерников, А. В. Присяжный. – Текст : электронный // Российские регионы в фокусе перемен : сб. докл. XIV Междунар. конф. – Екатеринбург, 2020. – С. 248-254. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42848031_44596993.pdf (дата обращения: 14.12.2022. – Режим доступа : для зарегистрир. пользователей).
- Воробей, Е. К. Государственная поддержка различных сфер экономики через развитие конкурентной среды (на примере рынка банковских услуг Краснодарского края) / Е. К. Воробей, А. Ю. Баранова. – Текст : электронный // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 8. – С. 41-50. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_36834574_41493356.pdf (дата обращения: 14.12.2022. – Режим доступа : для зарегистрир. пользователей).
- Герасименко, В. В. Трансформация методов и инструментов конкурентного анализа в условиях цифровой экономики / В. В. Герасименко, Е. М. Слепенкова. – Текст : электронный // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 2019. – № 6. – С. 126-146. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-metodov-i-instrumentov-konkurentnogo-analiza-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki (дата обращения: 12.12.2022. – Режим доступа : для зарегистрир. пользователей).
В основе любого анализа лежит информация. Которую можно разделить на первичную и вторичную.
Первичная информация – это данные, специально полученные для проведения анализа и не подвергшиеся предварительной обработке [51]. В ряде случаев первичная информация может оказаться достаточной для принятия решения в области маркетинга и действий конкурентной борьбы. На практике представляет собой качественную оценку людей по интересующим нас вопросам. Так, например, можно оценивать подход компании к работе с клиентами и поставщиками, направленность маркетинговой политики, в частности, целевую аудиторию и удовлетворенность сотрудников.
Основные достоинства первичной информации:
- скорость получения;
- простота преобразования в нужную форму;
- предоставление «живого» мнения о деятельности конкурента.
Недостатками первичной информации являются:
- субъективность;
- недостаточная полнота;
- низкая степень достоверности;
- сложность доступа и дороговизна (в случае с персоналом фирмы и специальными аналитическими службами).
Вторичная информация представляет собой данные, прошедшие предварительную аналитическую обработку. Что касается почти всех финансовых и, в меньшей мере, статистических данных о компании, поскольку крупные компании пользуются широким спектром подходов и показателей, при наличии доступа к которым формируется более точная оценка.
При этом соразмерно желание конкурента скрыть как можно больше информации для представления себя на рынке в подходящем к ситуации виде. Поэтому разделим вторичную информацию по степени доступности [51]:
- открытая информация: номенклатура, цены, качественные характеристики продукции, система продвижения, представленность на рынке;
- условно открытая информация: бухгалтерский баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках;
- закрытая информация: календарный план производства, база отгрузки, применяемые технологии.