Стратегии зеленого финансирования реализуемых через инструменты фондового рынка
Актуальность темы исследования.
Главной концепцией будущего является устойчивое развитие и создание «зеленой» экономики, которая направлена на повышение благосостояние людей и социальную справедливость с минимизацией рисков для окружающей среды.
Решение задач устойчивого развития, в том числе связанных с климатом, требует мобилизации не только огромных финансовых ресурсов, но и создания новой институциональной среды: «зеленой экономики»
Ключевым моментом «зеленой» экономики являются «зеленые» финансы.
Исторически самой первой и наиболее распространенной формой
«зеленого» финансирования являются «зеленые» облигации (ESG-облигации), созданные для финансирования проектов с положительными экологическими или климатическими эффектами.
На фоне общемирового «зеленого» тренда в России также начал формироваться рынок «зеленых» финансов.
Однако, в последнее время российская экономика и финансовый рынок столкнулись с широким спектром вызовов в условиях беспрецедентного санкционного давления.
В 2023 г. рынок ESG-бумаг начнет восстанавливаться. Согласно Основным направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов: это продолжение работы по развитию рынка устойчивого финансирования в части инструментов, инфраструктуры, внедрения вопросов устойчивого развития и учета ESG-факторов в корпоративное управление. Акцент будет сделан на развитии инструментов финансирования проектов в области новой энергетики, декарбонизации и адаптации к изменению климата, защиты окружающей среды, решении социальных вопросов.
В этой связи представляется целесообразным проанализировать опыт выпуска зеленых облигаций в нашей стране, для выявления новых направлений развитий зеленого финансирования и рекомендаций по дальнейшему развитию в России.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 . Стратегии и инструменты «зеленого» финансирования. 8
1.1. «Зеленое» финансирование: основные понятия. 8
1.2. Стратегии зеленого финансирования. 14
1.3. Инструменты зеленого финансирования: зеленые облигации. 22
Глава 2 . Зеленые облигации как основной инструмент зеленого финансирования на фондовом рынке. 26
2.1. Современное состояние рынка зеленых облигация в современном мире 26
2.2. Анализ рынка «зеленых» облигаций в России. 29
2.3. Проблемы и перспективы развития зеленого финансирования в России 65
Нормативно-правовые акты
- Федеральный закон от 22 апреля 1996г. N 39-ФЗ (ред. от 07.04.2020 № 115-ФЗ) «О рынке ценных бумаг».
- Федеральный закон от 17 мая 2007г. № 82-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ»».
- Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов».
- Распоряжение Правительства РФ от 14.07.2021 № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 № 1587 «Об утверждении критериев проектов развития в Российской Федерации и методических указаний, направленных на достижение целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 3024-р «О координирующей роли Минэкономразвития России по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 3024-р «О развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации и привлечения внебюджетных средств в проекты, направленные на реализацию декларации «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», Утверждено Президентом РФ от 30 апреля 2012 года
- Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.08.2020 №25769-ИТ/Д05и «О проекте распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации».
- Положение Банка России от 19.12.2019 N 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг».
Реформистское зеленое финансирование не субсидирует экологически предпочтительные виды деятельности, а облагает налогом те виды деятельности, которые являются экологически проблематичными и использует финансовые ресурсы для государственной экологической политики, такой как предоставление зеленой инфраструктуры. Более того, в рамках данной концепции зеленые финансы рассматриваются на основе строгих экологических правил, а не на мотиве прибыли инвесторов. Реформистская стратегия состоит на двух важных элементов, дополняющих друг друга: налоги и контроль зелёных финансов. Если рассматривать пример экологически налогов, то можно привести весьма удачный пример Швеции, которая в 1992 году ввела налог на азот, который является мощным загрязнителем, вызывающим кислотные дожди и проблемы с дыханием. В последствии данная инициатива помогла сократить выбросы азота на 30-40%, а годовой доход достиг более 1 миллиард евро.
Вместо того, чтобы полагаться на субсидии, как в стандартном неолиберальном подходе, вводятся налоги на экологически опасные виды деятельности. Этот подход также учитывает распределительные последствия налогов и включает налоги на богатство и подоходный налог (включая налоги на капитал) в качестве центрального инструмента привлечения средств для государственных инвестиций в "зеленую" деятельность. Финансовые ресурсы являются важным предварительным условием для государственной собственности и государственного обеспечения инфраструктуры, например, в энергетическом секторе или в транспортном секторе. Ожидается, что этот подход позволит эффективно решать экологические проблемы.
Следовательно, это стратегия, которая ведет к зеленому капитализму, но не борется с экологическими проблемами должным образом.
Прогрессивная стратегия зелёных финансов
Прогрессивные формы зеленого финансирования, как правило, поддерживаются подходами в более широкой критической политической экономии и критической экологии, которые скептически относятся к возможному выравниванию между капиталистическим производством и экологической устойчивостью. Прогрессивные зеленые финансы и денежно-кредитную политику можно понимать на фоне перспектив замедления роста и предложений народного зеленого нового курса, а также как часть основополагающего мышления и стратегий, способствующих социально-экологическим преобразованиям. Такой подход требует множественных и коллективных вмешательств, включая трансформацию финансов для фундаментального изменения систем обеспечения, доминирующих при капитализме. Мотив прибыли и капиталистическое накопление должны перестать быть доминирующими факторами в экономике. На смену им приходит рациональный способ взаимодействия с природой, основанный на демократическом принятии решений. Вместо националистических подходов глобальное сотрудничество и солидарность рассматриваются как ключ к устойчивой экономике, которая обеспечивает достойные условия жизни для всех во всем мире. На фоне различных стратегий трансформации, необходимы прогрессивные зеленые финансы и зеленая денежно-кредитная политика, в то время как реформистские подходы могут представлять собой лишь первый шаг к социально-экологической трансформации. Прогрессивные "зеленые" финансы и "зеленая" денежно-кредитная политика опираются на два основных столпа. Во-первых, как и в случае с реформистскими взглядами, строгие экологические правила считаются необходимыми. Тем не менее, нормы должны гарантировать доступ всех к справедливой доле экологических ресурсов и избегать чрезмерного использования экологических ресурсов на глобальном уровне. Этому должны способствовать глобальные финансовые трансферты, основанные на международной солидарности. Во-вторых, преобразующая глобальная валютно-финансовая архитектура считается центральным элементом, способствующим финансированию глобального социально-экологического перехода (см. Таблицу 4).