Проявление коррупции в системе образования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования заключается в том, что проблема противодействия коррупции в современной России представляется весьма серьезной из-за присутствия данного явления практически во всех управленческих структурах.Конституция Российской Федерации, называя нашу страну социальным государством (статья 7), гарантирует гражданам важнейшие социальные права, в том числе на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41), получение общедоступного и бесплатного образования (статья 43).
Между тем в сфере образования в России сегодня существуют множество сложных вопросов, одним из них является коррупция. Для нас привычными стали такие проблемы, как боязнь без «вознаграждения» поступить в вуз, сдать сессию или даже школьный экзамен. Коррупция, действительно, стала в России нормой жизни, ее уровень сегодня чрезвычайно высок.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...……………. 3
ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ………………………..................... 6
История развития коррупции в России и зарубежных странах …….…. 6
Понятие и общая характеристика коррупции в сфере образования……………………………. …………………………………...….. 26
Нормативно-правовая база противодействия коррупции в сфере образования Российской Федерации …………………………………………. 38
ОСНОВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ………………….……………………………………...…… 46
Административно-правовые и организационные меры противодействия коррупции в сфере образования ………………………………………………. 46
Педагогический работник как субъект коррупционных преступлений……………………………………………………………..…..… 54
МЕХАНИЗМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………….….……. 63
Способы противодействия коррупции в сфере образования ……….... 63
Совершенствование мер по снижению коррупции в сфере образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………..…..…… 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………… 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации. - М.: ГроссМедиа, 2009. 32с.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст.2954.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. №52 (н.1). Ст.4921; СЗ РФ. 2009. №1. Ст.29.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. №5. Ст.410; СЗ РФ. 2008. №52 (чЛ). Ст. 6235.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // 2008. №52 (чЛ). Ст. 6228.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) Об образовании в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
Приказ Минобразования РФ от 25.03.2003 № 1155 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации» // Российская газета, № 91, 15.05.2003.
Приказ Минобрнауки РФ от 28.11.2008 № 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования» (ред. от 30.01.2009) // Российская газета, № 15, 30.01.2009.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1990 №4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности или должностном подлоге» (с изм. на 10.02.2000) // Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам / сост. С.Г. Ласточкина, Н.Н. Хохлова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2008.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (ред. от 23.12.2010 № 31) // Российская газета № 38, 23.02.2000.
Для реализации такой государственной политики и основой государственных гарантий получения гражданами такого образования является государственное и муниципальное финансирование образования. А для обеспечения этих прав у граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично берет на себя расходы на их содержание в период получения ими образования. Определение категорий граждан, которым необходима такая помощь определяется в соответствии с федеральными законами, а также устанавливаются ее формы, размеры и источники.
Одним из основополагающих законов в Российской Федерации по борьбе с коррупцией является Федеральный Закон №273 от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции». В ней описаны основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции:
- проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
- создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
- принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
- совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
- введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
- унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;
- обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- обеспечение независимости средств массовой информации;
- совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
- повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
- сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
- повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
- оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах; и др.