Аварские паремии и фразеологизмы в контексте гендерного и национально-культурного компонентов
ВВЕДЕНИЕ
Фразеологические и паремиологические единицы, как известно, являются достаточно яркими фрагментами национальной языковой картины мира, в которых отражаются материальная и духовная культура конкретного этноса, его историческое прошлое, отношение людей друг к другу и к различным жизненным ситуациям, представления о справедливости-несправедливости, добре-зле, правде и неправде, об истинных и мнимых ценностях, морали и нравственности и т.д. В целом можно сказать, что в этих единицах отражается менталитет народа.
Наше диссертационное исследование посвящено лингвистическому и лингвокультурологическому исследованию аварских фразеологических и паремиологических единиц в контексте гендерного и национально-культурного компонентов.
Актуальность темы исследования определяется недостаточной разработанностью поставленной проблемы и отсутствием специальных монографических исследований, посвященных системно-комплексному анализу аварских гендерных фразеологических и паремиологически
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ И СТРУКТУРНО-ГРАММАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНДЕРНЫХ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ АВАРСКОГО ЯЗЫКА………………………………………………………………………..24
1. Лексико-семантическая характеристика гендерных фразеологических единиц аварского языка…………………………………………………………24
1.1. Особенности лексико-семантического состава фразеологических единиц, характеризующих лиц мужского пола…………………………………………25
1.2. Особенности лексико-семантического состава фразеологических единиц, характеризующих лиц женского пола………………………………………….45
2. Лексико-семантическая поддержка фразеологических образов,
связанных с характеристикой лиц мужского и женского пола……………….50
3. Структурно-грамматическая характеристика гендерных фразеологических единиц……………………………………………................................................77
Выводы по первой главе……………………………………………………93
ГЛАВА II. НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ГЕНДЕРНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ АВАРСКОГО ЯЗЫКА……………………………………………………………..96
1. Проблема исследования национально-культурной гендерной фразеологии (теоретический аспект)………………………………………………………….96
2. Национально-культурная гендерная фразеология аварского языка…….103
Выводы по второй главе………………………………………………….131
ГЛАВА III. ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ И МОРФОЛОГО-СИНТАКСИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ АВАРСКИХ ПАРЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ЧЕЛОВЕКА..136
1. Лексико-семантическая характеристика компонентов аварских паремиологических единиц, ориентированных на человека………………..136
1.1. Роль антонимических противопоставлений в аварских паремиологических единицах, отражающих внешний и внутренний облик человека…………………………………………………………………………136
1.2. Аварские компаративные паремиологические единицы в структурно-семантическом аспекте………………………………………………………...146
2. Морфолого-синтаксическая характеристика аварских паремиологических единиц, ориентированных на человека……………………………………….156
2.1. Морфолого-словообразовательная характеристика компонентов аварских паремиологических единиц, ориентированных на человека………………..156
2.2. Функционально-семантическая характеристика экспрессивно-оценочных существительных в аварских паремиологических единицах, ориентированных на человека………………………………………………...162
2.3.Аварские паремиологические единицы с противительно- уступительными смысловыми отношениями…………………………………………………….168
2.4.Особенности функционирования деепричастий и причастий в составе аварских паремиологических единиц, ориентированных на человека……..174
Выводы по третьей главе…………………………………………………….177
ГЛАВА IV. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
АВАРСКИХ ПАРЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ
НА ЧЕЛОВЕКА…………………………………………………………………..180
1. Концепт «Двуличный человек» в аварской паремиологической картине мира……………………………………………………………………………...180
2. Образ жены в аварских паремиологических единицах: лингвокультурологический анализ……………………………………………189
3. Концепт «Никчемный человек» в аварской паремиологической картине мира……………………………………………………………………………...196
4. Образ жадного человека в аварской паремиологической картине мира: лингвокультурологический анализ……………………………………………204
5. Концепт «Бедность» (Мискинлъи) в аварской паремиологической картине мира……………………………………………………………………………...210
6. Концепт «Трусость» в аварской паремиологической картине мира……..217
7. Концепт «Женщина» в аварской паремиологической картине мира…….224
8. Аварские паремиологические единицы с религиозным кодом культуры, ориентированные на человека…………………………………………………231
9. Языковая символика во фразеологических и паремиологических единицах (образах), ориентированных на человека……………………………………..237
10. Принцип алогизма в аварских паремиологических единицах, ориентированных на человека………………………………………………...246
11. Особенности символического употребления антропонимов в аварских паремиологических единицах, ориентированных на человека……………...253
Выводы по четвертой главе........................................................................258
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...263
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...275-316
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
а) теоретическая литература
Абдулаева Р.Н. Идейно-тематическое и художественное своеобразие аварских пословиц, поговорок и загадок: Автореферат дис. …канд.филол.наук. – Махачкала, 2005.
Абдуразакова З.Г. К вопросу о компонентном составе компаративных ФЕ, обозначающих облик человека, в аварском языке//Современные проблемы кавказского языкознания. Вып. 8. – Махачкала, 2008.
Абдуразакова З.Г. Компоненты с количественным значением в компаративных фразеологических единицах русского и аварского языков//Изучение фольклора, литературы и языков Дагестана. Выпуск IV. – Махачкала, 2008.
Абдуразакова З.Г. Лингвокультурологическая характеристика компаративных фразеологических единиц аварского языка// Изучение фольклора, литературы и языков народов Дагестана. Проблема жанра в филологии Дагестана. Вып. V./Материалы Межвузовской научной конференции. Ноябрь 2009 г.– Махачкала, 2009.
Абдуразакова З.Г. К вопросу о лексическом составе семантических групп компаративных фразеологических единиц в аварском и русском языках//Вопросы русского и сопоставительного языкознания. Вып. IV. – Махачкала, 2010.
Абдуразакова З.Г. Общие и различительные признаки в структурно-грамматической организации аварских и русских компаративных паремиологических единиц//Вестник Дагестанского государственного университета. Вып. 3. Филологические науки. – Махачкала, 2012. – С.27-32.
Абдуразакова З.Г. Компаративные фразеологические и паремиологические единицы в аварском и русском языках: лингвистическая и лингвокультурологическая характеристика: Автореферат дис. …канд.филол.наук. – Махачкала, 2014.
Абдуразакова З.Г. Об особенностях структурно-грамматической организации аварских компаративных паремиологических единиц//Историческая и социально образовательная мысль. № 1 (23). – Краснодар, 2014.
Абдуразакова З.Г., Самедов Д.С. О типологически общих и национально-культурных признаках аварских и русских компаративных паремиологических единиц//Вопросы русско
Значимость рассматриваемой в данном разделе проблемы заключается в том, что анализируемый паремиологический материал аварского языка является источником не только собственно лингвистической, но и этнолингвистической и лингвокультурной информации. В связи с такой значимостью характеризуемые аварские паремиологические единицы в некоторых опубликованных работах исследуются в различных аспектах.
Так, например, статья А.Н. Магомедовой посвящена исследованию особенностей лексического состава аварских паремиологических единиц, выражающих концепт «труд» [Магомедова 2013:131-133]. В Её же статье характеризуется морфолого-синтаксический состав аварских паремиологических единиц как средство формирования паремиологических образов [Магомедова 2012:13-17].
В нескольких опубликованных статьях проводится концептуальный анализ аварских паремиологических единиц: рассматриваются концепты «Время» [Самедов, Алиханова 2012:51-53], «Родина» [Самедов, Магомедова 2012:30-36], «Смерть» [Самедов, Магомедова 2012:122-124], «Патриотизм» [Самедов, Магомедова 2012:50-53], «Пространство» [Алиханова 2011:35-45].
Ряд статей посвящен исследованию в собственно лингвистическом и лингвокультурологическом аспектах аварских компаративных паремиологических единиц [Абдуразакова 2012:27-32; Абдуразакова 2014:260-262.; Абдуразакова 2014:103-107; Абдуразакова 2009:39-43]. Затронут также вопрос о лексико-семантическом составе и особенностях его влияния на формирование паремиологических образов пространственной семантики [Алиханова, Гаджиахмедова 20I5:124-130].
Актуальность материала нашего исследования заключается в том, что проблема антонимической организации аварских паремиологических единиц как в целом, так и в частности (например, паремий, характеризующих внутренние качества человека) специально не исследовалась.