Исследование особенностей самооценки у младших школьников

Скачать курсовую работу на тему: Исследование особенностей самооценки у младших школьников. В которой исследован уровень сформированности самооценки у младших школьников посредством проведения диагностических методик. Изучено понятие «самооценка» в психолого-педагогической литературе.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
10.03.2025
Объем файла
851 Кб
Количество страниц
28
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время исследование особенностей самооценки младших школьников имеет огромное значение в психологической теории и практике. Известные отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович рассматривали самооценку как сторону самосознания личности, как продукт ее развития, который порождается всей ее жизнедеятельностью.По мнению А.И. Липкиной, самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими людьми, его критичность и  требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Тем самым самооценка оказывает влияние на эффективность деятельности человека и его дальнейшее развитие.Младший школьный возраст – это важный период становления и развития личности ребенка, его внутренней психической жизни и его личностных особенностей.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1 Самооценка личности как предмет изучения отечественной и зарубежной психологии
2 Характеристика младшего школьного возраста и самооценки данного периода
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1 Диагностические исследования самооценки младших школьников
2 Анализ результатов диагностических исследований самооценки младших школьников
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Парцхаладзе Л.Н. Изучение влияния стиля семейного воспитания на самооценку младшего школьника/Л.Н. Парцхаладзе// Научно-методический журнал «Концепт». - 2015. - №2. - С. 201-205.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания [Электронный ресурс] / Человек как предмет познания — СПб.: Питер, 2001. — 288 с. — Серия «Мастера психологии» – Режим доступа: http://dou4sun.ru/files/File/biblioteka_ananiev-man-reflection.pdf (дата обращения: 16.02.2023 г.).Орлова А.В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей школьного возраста // Международный научно-исследовательский журнал. – 2018. – № 8- 2. – С. 111-114.
Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Юрайт. – 2016. – С.214.
Васильева М.В. Формирование универсальных учебных действий / М. В. Васильева. - М., 2018. - 458 с.
Формирование УУД в свете требований ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru (дата обращения: 17.02.2023 г.).
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах: Детская психология / [Элекронный ресурс] // Академия педагогических наук СССР. – Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t4_1984/go,0;fs,1/ (дата обращения: 18.02.2023 г.).
Филь Т.А. Методология и методы психологических исследований: учебное пособие / Филь Т.А.. — Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2018. — 140 c. 
Методы психологических исследований: учебное пособие / составители О. В. Липунова. — Комсомольск-на-Амуре, Саратов: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 102 c.
Есина Е.В. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Есина Е.В. — Электронные текстовые данные. — Саратов: Научная книга, 2019. — 159 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81039.html (дата обращения: 18.02.2022 г.).

К проблеме самооценки обращались многие отечественные психологи. Самооценка – ценность, значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Самооценка формируется при активном участии самой личности и отражает своеобразие ее внутреннего мира.Н.А. Менчинская подчеркивала, что в учебной деятельности каждого школьника самооценка играет большую роль. Как один из «…важных личностных параметров умственной деятельности, она выполняет функцию саморегуляции поведения, посредством нее определяется желательность (или нежелательность) какого-либо поступка. Самооценка в большей мере влияет на степень успешности осуществляемой деятельности» [3, с. 10].Исследования, проводившиеся А.И. Липкиной под руководством Н.А. Менчинской, показали, что неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная) отрицательно сказывается на процессе, а также и на результате учебной деятельности [4].Формирование самооценки на протяжении раннего и дошкольного детства, отмечала Л.И. Божович, происходит под влиянием значимых взрослых, особенно родителей. Реакции взрослых являются важнейшим регулятором поведения ребенка. У младшего же школьника именно учитель становится авторитетнее и влиятельнее родителей. К концу младшего школьного возраста дети больше считаются с мнением и оценкой сверстников. А «…на протяжении среднего школьного возраста складывается уже относительно устойчивая самооценка и уровень притязаний». Это порождает потребность быть не только на уровне требований других людей, но и на уровне собственных требований и собственной самооценки.В формировании самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные воздействия учителя. Роль данных воздействий на формирование самооценки школьников раскрывается в ряде исследований (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.И. Липкина).