Основания и порядок освобождения несовершеннолетних от уголовного наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
Введение
Актуальность темы исследования определяется недостаточным уровнем теоретической разработки и необходимостью совершенствования практики применения альтернативных уголовному наказанию мер уголовно-правового воздействия в отношении несовершеннолетних правонарушителей.
Между тем, развитие таких мер и их более широкое применение обусловлено сложившимися в международно-правовом пространстве стандартами обращения с несовершеннолетними правонарушителями и в полной мере соответствует современным тенденциям гуманизации отечественной уголовно-правовой политики. В этой связи на базе имеющегося российского опыта и с учетом международных рекомендаций действующим уголовным законом в качестве одной из альтернативных лишению свободы мер уголовно-правового воздействия предусмотрена возможность освобождения несовершеннолетних от уголовного наказания с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Следует отметить, что ранее законодател
Содержание
Введение 2
Глава 1. Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа как мера уголовно-правового характера. 7
1.1. История развития отечественного законодательства, регулирующего применение принудительных мер воспитательного воздействия в виде помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. 7
1.2 Уголовно-правовая характеристика помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа как принудительной меры воспитательного воздействия. 27
1.3 Основания и порядок помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. 43
Глава 2. Пребывание несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. 61
2.1. Правовой статус несовершеннолетнего, помещенного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. 61
2.2. Контроль достижения целей пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа как меры наказания. 77
Глава 3. Проблемы реализации помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и пути их разрешения. 92
3.1 Практика применения принудительных мер воспитательного воздействия (по материалам Пермского края). 92
3.2. Актуальные проблемы реализации помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и пути их разрешения. 118
Заключение 127
Список источников и литературы 132
Монографии и научные статьи 136
Список источников и литературы
Нормативные правовые акты и иные официальные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.; с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № -11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. № 4.
3. Определение Конституционного Суда РФ от 14.05.2013 г. № 690-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Назармамадова Дидора Гулмамадовича на нарушение его конституционных прав подпунктом 6 пункта 2 статьи 22 и пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"». Документ официально не опубликован. [Электронный ресурс]: http://base.consultant.ru (дата обращения – 12.03.2014 г.).
4. Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. // Совет Европы и Россия. Сборник документов / Сост.: Л.И. Брычева, М.В. Виноградов, Д.В. Юзвиков; отв. ред. Ю.Ю. Берестнев. – М.: Юридическая литература, 2004. – С. 46 – 61.
5. Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989 г. // Права ребенка. Сборник документов / Сост.: Л.Л. Редько, Е.Г. Пономарев, Ю.Е. Пудовочкин. – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2005. – С. 23 – 37.
6. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Приняты резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29.11.1985 г. // Права ребенка. Сборник документов / Сост.: Л.Л. Редько, Е.Г. Пономарев, Ю.Е. Пудовочкин. – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2005. – С. 72 – 90.
7. Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Приняты резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14.12.1990 г. // Права ребенка. Сборник документов / Сост.: Л.Л. Редько, Е.Г. Пономарев, Ю.Е. Пудовочкин. – Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 2005. – С. 91 – 103.
8. Декларация ООН о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы. Принята Резолюцией 53/144 Генеральной Ассамблеи ООН 09.12.1998 г.
9. Резолюция (78) 62 Комитета Министров Совета Европы. О ювенальной преступности и социальных изменениях. (Принята Комитетом Министров 29.11.1978 г. на 296 заседании Представителей Министров) // Совет Европы и Россия. Сборник документов / Сост.: Л.И. Брычева, М.В. Виноградов, Д.В. Юзвиков; отв. ред. Ю.Ю. Берестнев. – М.: Юридическая литература, 2019. – С. 479 – 481.
10. Рекомендации Комитета Министров Совета Европы государствам- членам № Rec (2003) 20 от 24 сентября 2003 г. «О новых подходах к преступности среди несовершеннолетних и о значении правосудия по делам несовершеннолетних». [Электронный ресурс]: https://wcd.coe.int (дата обращения –2020 г.).
11. Рекомендации Комитета Министров государствам-членам Rec (2008) 11 «О Европейских правилах для несовершеннолетних правонарушителей, подлежащих санкциям или мерам» (приняты Комитетом Министров 5 ноября 2008 года). [Электронный ресурс]: https://wcd.coe.int (дата обращения –2020 г.).
12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2014. № 19. Ст. 2335.
13. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 05.05.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921; 2014. № 19. Ст. 2335.
14. Уголовно-исполнительный
Не допускается применение исследуемой меры в отношении лиц, совершивших преступления небольшой тяжести и особо тяжкие.
Среди юристов нет единства в оценках этих законодательных правил. Так, В.М. Волошин в качестве оптимальной признает ситуацию, при которой применение принудительных мер воспитательного воздействия в порядке ст. 92 УК РФ допускается лишь при осуждении несовершеннолетнего за преступления небольшой или средней тяжести, тогда как помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа распространяется на несовершеннолетних, освобожденных от наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. С.А. Оловенцова считает целесообразным закрепить в ч. 2 ст. 92 УК РФ применение соответствующей меры только за совершение тяжкого преступления; реакция на преступления средней тяжести, совершенные несовершеннолетними, должна состоять, по ее мнению, в принуд