Разработка комплексной системы управления беспилотного летательного аппарата (БПЛА) типа С-70 “Охотник”
Введение
Одной из наиболее значимых систем беспилотного летательного аппарата (БПЛА), определяющих важнейшие показатели его эффективности, является комплексная система управления полетом (КСУ). Показатели надежности и точности реализации программы полета, а также его безопасности, в значительной степени определяются уровнем конструктивного совершенства КСУ, закладываемым на ранних стадиях проектирования БПЛА.Применительно к БПЛА самолетного типа управление может быть определено как целесообразное воздействие, вносящее желаемое изменение в процесс полета БПЛА, основанное на использовании определенной информации.Управление в общем случае можно представить состоящим из трех основных операций:- выбор желаемого хода процесса управления, т.е. задание законов изменения во времени определенных параметров, характеризующих движение БПЛА (например, задание желаемой траектории полета БПЛА самолетного типа);- контроль за ходом процесса управления.
Оглавление
Введение
Общая информация о БПЛА
Описание рассматриваемого БПЛА
1 Схема «Летающее крыло»
2 Особенности конструкции рассматриваемого БПЛА
3 Управляющие поверхности
4 Основные параметры исследуемого БПЛА
5 Описание примерного профиля полета
Комплексная система управление (КСУ)
1 Назначение и функциональные задачи КСУ
2 Функции системы автоматического управления
3 Функция системы ограничительных сигналов
Общий случай системы управления
Предлагаемая схема деления
Описание основных компонентов КСУ
1 Блок датчиков интегральный
2 Блок управления приводом
3 Блок управления привода переднего колеса
4 Блок управления торможением колес
Расчеты, подтверждающие выполнение требований технического задания
1 Расчет потребляемой мощности предполагаемой системы
2 Расчет потребляемой мощности системы
3 Расчет массы предполагаемой системы
4 Расчет массы системы
Заключение
Список используемых источников
Список используемых источников
И. А. Михалев, Б. Н. Окоемов, И. Г. Павлина, М. С. Чикулаев, Н. М. Эйдинов «Системы автоматического управления самолетом», Москва, 1971.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82 – дата обращения 10.10.2022г.
https://fireman.club/statyi-polzovateley/bespilotnyie-letatelnyie-apparatyi-v-mchs-rossii-vidyi-i-klassifikatsiya/ – дата обращения 11.10.2022г.
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.f3ae9ca5-63a86246-22584fec-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Flying-wing – дата обращения 12.10.2022г.
https://topwar.ru/181553-o-pljusah-i-minusah-ajerodinamicheskoj-shemy-letajuschee-krylo.html – дата обращения 12.10.2022г.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%82%D0%BE%D1%80 – дата обращения 14.10.2022г.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D1%8B – дата обращения 14.10.2022г.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D1%8B – дата обращения 12.11.2022г.
И. К. Конюхов, «Анализ применения аэродинамической схемы «летающее крыло» на беспилотных летательных аппаратах класса «воздух-поверхность», Москва, Труды МАИ, выпуск №99, 2019г.
Руководство по эксплуатации КСУ, АО МНПК «Авионика», 2021г.
Техническое задание на СЧ ОКР «Создание комплексной системы управления для изделия С», АО МНПК «Авионика», 2020г.
https://ru.wikipedia.org/wiki/С-70_«Охотник» – дата обращения 26.12.2022г.
«Летающее крыло» — разновидность аэродинамической схемы планера летательного аппарата типа «бесхвостка» с неподвижным крылом, у которого нет определенного фюзеляжа, а полезная нагрузка, топливо и оборудование размещены внутри основной конструкции крыла.Преимуществом схемы «летающее крыло» является то, что подъемную силу создает вся поверхность ЛА, а не лишь ее часть, как это происходит в классической компоновке. Отсутствие необходимости поднимать в воздух фюзеляж и большие плоскости управления значительно снижает удельную массу планера и дает возможность существенно увеличить массу полезной нагрузки. Также форма ЛА очень легко оптимизируется для уменьшения эффективной площади рассеяния и радиолокационной заметности ЛА, что крайне важно для военных БПЛА.Недостатки схемы являются продолжением ее достоинств — небольшое удаление плоскостей управления от центра масс обусловливает их низкую эффективность, что делает БПЛА очень неустойчивым — рыскливым — в полете. Второй существенный недостаток заключается в невысокой маневренности, прямо проистекающей из проблем с управлением ЛА. В [9] сказано, что проблемы с управляемостью ЛА обусловлены малыми плечами действия управляющих поверхностей – рулей высоты, направления, элевонов. Летательным аппаратам, созданным по схеме «летающее крыло», необходимы большие по площади управляющие поверхности, чем другим ЛА. Также недостатком является сложность размещения (компоновки) всех необходимых элементов, особенно с жестко заданной цилиндрической формой – газотурбинных двигателей, средств поражения и т.п.Применение данной схемы на беспилотных летательных аппаратах в значительной степени нивелирует ее недостатки. К тому же многочисленные плюсы схемы «летающее крыло» в условиях дальнейшего развития авиационных технологий и материалов способны перекрыть имеющиеся минусы.