Психологическое консультирование старших школьников по проблеме профессиональной самореализации
Введение
Актуальность проблемы исследования. Профессиональное самоопределение в наши дни обрело особую актуальность. Ведь правильный выбор профессии и нацеленная на это профориентация важны для определения жизненных планов человека и для развития общества в целом. Профессиональное самоопределение — это поиск своего места в профессиональном плане, это ни много ни мало - поиск своего предназначения в жизни.
Профессиональное самоопределение начинается ещё в дошкольном возрасте, когда дети выбирают определенные роли в играх, в начальной школе это проявляется в интересе к познаванию к примеру, математики или окружающего мира, у подростков в способностях к учебным предметам.
Динамика профессионального самоопределения состоит в изменении отношения к себе и изменении критериев этого отношения. Βыбор профессии есть замечательное сочетание трех параметров - «хочу», «могу» и «надо». И когда это происходит, то мы имеем то, что чаще всего называется призванием, созвучным потребностям окружающ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Анализ теоретических аспектов изучения профессионального самоопределения старшеклассников в социально-психологической литературе 6
1.1 Понятие и характеристика профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2 Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте 9
1.3 Условия и факторы, влияющие на профессиональное самоопределение. 12
Глава 2. Опыт практической психологии в области психологического консультирования по проблеме профессиональной самореализации 22
2.1 Методы психологической диагностики профессиональной самореализации. 22
2.2 Направления и методы психологического консультирования по проблеме профессиональной самореализации школьников раннего юношеского возраста 24
Заключение 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзенк Г. Ю. Структура личности. - СПб.: Ювента. М.: КСП+, 1999. - 464с.
2. Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. Издательство: Питер, 2016 г.- 400с
3. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: Монография. - Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. - 264 с
4. Голерова О.А., Гурова Е.В.Выбор профессии - дело семейное?: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.- 96с.
5. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1998. - 272 с.
6. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. -СПб.: Питер, 2005.- 224с.
7. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. Вопросы психологии. 2018. - № 3.
8. Т.А. Гусева. Возрастная психология.- Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2009. - 166с
9. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие - СПб: Питер, 2006.-607с.
10. Дергач А.А. Акмеологический словарь- М.: Изд-во РАГС, 2018. - 161
11.Зеер Э. Ф., О. А. Рудей <http://www.ozon.ru/context/detail/id/3987128/>. Психология профессионального самоопределения в ранней юности Издательство: МПСИ <http://www.ozon.ru/context/detail/id/858309/>, МОДЭК <http://www.ozon.ru/context/detail/id/856744/>; 2008 г.- 256 с.
12. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования : учебник для вузов / Э. Ф. Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 395 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10225-3.
13. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения Издательство: Академия, 2012.- 304с.
14. Кон И. С Психология старшеклассника /И.Кон - М,: Просвещение, 2004.- 192с.
15 .Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблема формирования личности. - М.:Просвещение, 2015. - 175 с.
16. Кулагина И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий.
B акмеологическом словаре A.A. Дергача профессиональное самоопределение интерпретируется как процесс, посредством которого человек решает выбрать будущую карьеру - кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать [10]. Самоопределение - это явление где с одной стороны, это выбранный человек (субъект выбора), а с другой стороны, это выбранная вещь (профессия как объект выбора). Как субъект, так и объект обладают характеристиками, это позволяет понять неоднозначность феномена выбора профессии. Самоопределение – едва ли не самое важное событие на жизненном пути человека. Она не только связана с личным прошлым опытом, но и распространяется на будущее, участвуя в формировании образа "Я", который определяет многие аспекты жизни. Самым изученным и признанным фактором самоопределения считаются интересы и способности субъекта. Некоторая степень личных притязаний, основанных на