Социально-педагогическое сопровождение семей «группы риска»
Актуальность проблемы проекта.
В настоящее время семья, как социальный институт переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей.
Особенности семьи «группы риска» заключаются в том, что семья имеет относительные материальные блага, жилищные проблемы, алкогольная зависимость родителей или одного их них, алкогольная зависимость родителя в неполной семье, родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними.
Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывают негативные психические, физические и другие изменения в организме и личности ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям. Детям из семей «группы риска» свойственно: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя в общественных местах; неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам; лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень; отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность; утрата интереса к знаниям.
Содержание не найдено
Список литературы
1. Абраменкова В. В, "Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре". М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО"МОДЭК", 2000 – 416 с.
2. Арнаутова Е.П. "В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей". М., 2004 – 208 с.
3. Бойко В.В., Оганян К.М., Копытенкова О.И. Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся
России. – СПб.: Сударыня, 1999.
4. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., Издательский центр "Академия", 2001.
5. Вестник психосоциальной, коррекционно-реабилитационной работы. 2005 №2, ст. 21-31.
6. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие / Под научн. ред. Л. М. Шипицыной. –
СПб.: Издательство "Речь", 2003.
7. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба.-М., 1997.
8. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 1986. — 128 с.
9. Корытова Г.С. Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной
дезадаптации.: Дис. канд. псих.наук. – Улан-Удэ, 1998. – 166 с.
10. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1985.
11. Методика и технологии работы социального педагога: / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.:
Издательский центр "Академия", 2002.
12. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ "Сфера",2001.
13. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия/ Сост и авт. предисл. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр "Академия", 2003.
15. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.
16. Фесюкова Л.Б. "От трех до семи" М.: "Аист" 2000 – 524 с.
17. "Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и в семье"/ под.ред. Котырло В.К. – М.,1987
18. Шакурова М.В. Программа, содержание, монитори нг по работе с семьей. Целевая программа "Семья".// 2006 №1
ст. 87-99.
19. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления
- принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
- индивидуально-дифференцированный подход (конкретная адресная помощь семье в ситуации кризиса, взаимоподдержка в рамках родительского сообщества)
- систематичность и последовательность (специалисты обеспечивают постоянный контакт с семьей, включают родителей в деятельность детского сада);
- доверительные, равнопартнерские отношения между педагогами и членами семей воспитанников;
- уважение норм и ценностей семьи;
- ориентация на развитие позитивного потенциала семьи, ее способности к самопомощи.
Одновременно с этой работой ведется работа по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам своевременного выявления и профилактики раннего семейного неблагополучия (семинары, консультации …)
В настоящее время проводится следующая работа с неблагополучной семьей:
- изучение семьи и осознание суще