Основные направления и методы гендерных исследований в спорте

Скачать курсовую работу на тему: Основные направления и методы гендерных исследований в спорте. В которой исследованы особенности половых и гендерных особенностей занятия спортом на разных этапах развития человека.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
05.03.2025
Объем файла
7450 Кб
Количество страниц
24
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день спортивные соревнования проводятся не только между мужчинами, но и между женщинами (а также между мужчинами и женщинами одновременно). Если раньше спортивные соревнования – это была прерогатива мужского пола, то, начиная с 90тых и далее, женщины также начали принимать участие в соревнованиях по самым разным видам спорта (в том числе, в сугубо «мужских», как считалось ранее). Чем больше развивалась спортивная индустрия, тем больше данная тема начала интересовать женщин. Действительно, на сегодняшний день мужские соревнования численно превосходят женские, однако, участие женщин в спортивных событиях становится все более распространенным явлением.На сегодняшнем этапе (в 2023 году) женщины в определенных видах спорта могут на равных соревноваться с мужчинами, несмотря на физиологические отличия. Уже сегодня существует множество исследований, направленных на гендерное отличие мужчин и женщин.

Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты сущности и особенностей гендерных исследований в занятии физической культурой и спортом5
1.1 Особенности половых и гендерных особенностей занятия спортом на разных этапах развития человека5
1.2 Анализ представлений о маскулинности/феминности (характеристика гендерной идентичности личности)11
1.3 Выводы по первой главе13
Глава 2. Анализ основных методов и направлений гендерных исследований в занятии физической культурой и спортом14
2.1 Характеристика понятия и сущности гендерной психологии в рамках проведения гендерных исследований отечественных ученых14
2.2 Анализ методов и направлений гендерных исследований в занятии спортом (на примере профессиональных спортсменов)19
2.3 Выводы по второй главе23
Заключение24
Библиографический список26

список

Барабанова В. Б. Актуальность гендерных отношений в сфере спорта // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – C. 473.
Бендас Т. В. Гендерная психология: учебное пособие. СПб. : Питер, –2006. – 128 с.
Дамадаева А. С., Магомедова С. А., Бехоева А. С. Процессы гендерной идентификации профессиональных спортсменов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого–педагогические науки. – 2019. – Т. 13. – № 4. – С. 93–100.
Джонсон Р. Она. Глубинные аспекты женской психологии / Р. Джонсон. – Харьков, М., 1995.
Иваненко В. В. Особенности учебно–тренировочного процесса в женском баскетболе / В. В. Иваненко, М. В. Купреенко, А. В. Непша // Роль образования в формировании жизненных ценностей молодежи: материалы научно–практической конференции студентов и молодых ученых (8 декабря 2017 г.). – М.: МГПУ. – 2017. – С.142–144.
Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. – Санкт–Петербург: Питер, 2002. – 544 с.
Ильин Е. П. Пол и гендер / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 688 с.
Карабанов Е. А. Формирование культуры здоровья в процессе физического воспитания школьников / Е. О. Карабанов, М. В. Купреенко, А. В. Непша // Северное Приазовье: проблемы регионального развития в международном контексте: материалы научно–практической конференции – М.: ФЛП, 2017. – С. 134–136.
Ковальчук О., Радев И. Половые и гендерные особенности занятий физической культурой и спортом // Проблемы и перспективы развития современной науки. – 2019. – С. 81–84.
Круцевич Т. Гендерные особенности юношей и девушек, занимающихся и не занимающихся спортом / Т. Круцевич, О. Марченко, Е. Биличенко Т. Имас // Спортивный вестник Приднепровья. – 2012. – № 2. – С. 14–17.
Купреенко М. В. Использование образовательно–развивающих и оздоровительных видов гимнастики на уроках физической культуры / М. В. Купреенко, А. В. Непша, В. С. Ушаков // Материалы ІІ научной конференции. 24–25 марта 2017 г.

Ученые высказывают различные точки зрения по поводу учета половых и гендерных особенностей организации процесса физического воспитания и спортивной тренировки мужчин и женщин. Согласно D. L. Gill, «под половыми различиями подразумевают: либо биологически обусловленные различия между мужчинами и женщинами, либо социальные и психологические характеристики и поведение первых и вторых . В данном высказывании выделяются и биологические, и социально–психологические отличительные характеристики мужчин и женщин.В большинстве исследований о различиях между учениками и ученицами, спортсменами и спортсменками использовался подход, основанный на биологических особенностях, что вполне оправдано, так как он обосновывает методику физического воспитания и спортивной тренировки, отличающуюся особенностями средств, методов, физических нагрузок .Объективными биологическими особенностями являются и потребность в двигательной активности, и развитие моторики, и переносимость физических нагрузок и т.п.Е. П. Ильин указывает, что потребность в двигательной активности у мальчиков выражена больше, чем у девочек. Достигнув своего пика к трем годам, она снижается быстрее на протяжении дошкольного возраста у девочек. Среднесуточный объем локомоций у детей 5–7 лет составляет у мальчиков 7,1–9,0 км, у девочек – 6,4–7,7 км. Такая же тенденция прослеживается и в школьном возрасте .У взрослых мужчин различных профессий среднесуточная двигательная активность составляла летом 20,3 тыс. шагов, у женщин – 13,8 тыс. шагов, зимой – 14,5 тыс. шагов и 10,2 тыс. шагов соответственно. В школьном возрасте занимаются спортом 41 % мальчиков и 29 % девочек .В студенческом возрасте девушки тратят на занятия физической культурой и спортом в два раза меньше времени, чем юноши. В недельном бюджете времени 57,9 % девушек, по сравнению с 47,3 % юношей вообще не отводят время на физкультурно–спортивную деятельность .