Методы и формы работы социального педагога с затруднениями в воспитании детей в семье
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда сама выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь ей может оказать служба социальной поддержки и социальный педагог. Множество людей, в основном с педагогическим образованием, стали овладевать профессией социального педагога, а в педагогические институты на специальность социальной педагогики поступают молодые люди, заинтересованные в том, чтобы помогать обществу и решать важные проблемы ее подструктуры- семьи.Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребенок живет в постоянных ссорах с родителями, родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Задача социального педагога в работе с семьей- это разрешение кризисных ситуаций и их своевременное предупреждение и нейтрализация. К предупреждениям относится материальные: помощь семьям со стороны государства в виде выплат пособий.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………...........3
Глава 1. Теоретические методы и формы работы социального педагога с затруднениямив воспитании детей в семье………………………….4
1.1 Проблемы современной семьи…………………………………………..5
1.2 Психолого-педагогические затруднения в воспитании детей в семье… .9
1.3 Методы и формы работы социального педагога с семьей…...........13
Глава 2. Эмпирические исследования методов и форм работы социального педагога с затруднениями в воспитании детей в семье…………………………………..………………………………........17
2.1 Методы и формы работы социального педагога с семьей………........21
2.2 Методы работы социального педагога с родителями и детьми……….25
2.3 Рекомендации для родителей по преодолению трудностей воспитания детей……...29
Заключение……………………………....………………………………...33
Список использованной литературы……………………..........................37
Список используемой литературы
Архангельский В.Н. Семейная политика и социальная поддержка семей в Российской Федерации. Семья в России / В.Н. Архангельский. – М. : 2000.
Бойко В.В. Любовь, семья, общество / В.В. Бойко. – М. : 2001.
Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношения в школе. М., 2006.
Гребенников И.В. Основы семейной жизни : учебное пособие для студентов педагогических институтов / И.В. Гребенников. – М. : 2003.
Кибирев А.А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск 2009.
Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Хабаровск, 2010.
Макаренко, А.С. Цель воспитания: Учебное пособие / А.С.Макаренко - М.: Педагогика 1984.
Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие– М.: «Академия», 2006.
М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова ; под общ. ред. М.А. Галагузовой. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
Помощь родителям в воспитании детей: Пер. С англиского/ Общ.ред.В.Я.Пилиповского-М 1992г.
Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. Вып 1.
Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков /Под ред. А.Б. Фоминой. М., 2003
13.Сухомлинский, В.А. Собрание сочинений : Учебное пособие / В.А.Сухомлинский - М. : Логос 1999.
14.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 15.Сеньчукова И.В., Малафеева А.И. Модель центра социально педагогической адаптации. Хабаровск, 2008.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее функций. Семья утрачивает свою позицию в организации досуга и в выполнение других своих функций. Благополучие многих семей пошатнулось.Интегральными характерами семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психическое здоровье, социально - ролевая адекватность, эмоциональность, удовлетворенность, устремление на семейное долголетие.Наиболее распространеннойсчитается нуклеарная семья, она состоит из родителей и детей, которые находятся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной и неполной. Если семейная структура помимо супругов и детей включает еще и других родственников, то ее называют- расширенная[1].Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству ( бездетные, многодетные, однодетные или малодетные семьи). Так же выделяют три основных типа семей ( по характеру распределения семейных обязанностей и по тому, кто в семье является лидером):1. Традиционная семья (патриархальная)- это семья, где под одной крышей проживает как минимум три поколения, при этом роль лидера отводится старшему мужчине. В этом типе семьи существует экономическая зависимость женщины и детей от супруга; четко определены мужские и женские обязанности; признается исключительно мужское главенство.