Состояние и перспективы развития организации потребительской кооперации в условиях конкуренции
ВВЕДЕНИЕ
Кооперация во всем многообразии ее видов и форм - важнейший элемент рыночной экономики. В основе кооперации лежит идея о потенциальных возможностях мелких и средних предпринимателей к самосовершенствованию, гибкости, выживаемости в самых сложных политических и экономических ситуациях.
Сегодня, когда в России осуществляется модернизация стра¬ны и ставится задача создания «социально-экономической систе¬мы, способной к саморазвитию и качественному росту», неплохо вспомнить, что новое - это хорошо забытое старое и, в том числе, обратиться к опыту кооперативного движения.
Кооперативное движение в мире самое многочисленное со¬циально-экономическое движение современности, имеющее бога¬тую историю и неоднократно демонстрировавшее эффективность своего механизма, основанного на добровольности и взаимной выгоде своих членов.
Имеющие место преобразования в российской экономике сопряжены с существенными изменениями в хозяйственном механизме. Не в последнюю очередь эти изменения касаются сельских территорий, которым на протяжении длительного времени не уделялось должного внимания.
В нашей стране часто говорят о расслоении
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ 4
1.1. Понятие, значение и функции организаций потребительской кооперации 4
1.2. Методика оценки показателей деятельности организаций потребительской кооперации 20
1.3. Современное состояние и задачи развития организаций потребительской кооперации в рыночных условиях 25
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙПО ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 55
2.1. Оценка внешней среды функционирования Красноармейского райпо 55
2.2. Анализ внутренней среды деятельности Красноармейского райпо 58
2.3. Практика определения перспектив развития и их реализация в Красноармейском райпо 63
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНКУРЕНТНЫХ УСЛОВИЯХ 76
3.1. Разработка стратегических ориентиров развития организации в меняющихся условиях внешнего окружения 76
3.2. Совершенствование анализа и экономическое обоснование дальнейшего развития кооперативной организации 77
3.3. Применение новых моделей поведения организации в условиях конкурентной экономики 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ГЛОССАРИЙ 100
ПРИЛОЖЕНИЯ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая [Электронный ресурс] // consultant.ru: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142. (Дата обращения: 22.04.2020).
2. Федеральный закон от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // consultant.ru: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/popular/consumerism. (Дата обращения: 22.04.2020).
3. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // consultant.ru: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_608. (Дата обращения: 23.04.2020).
4. Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс] // consultant.ru: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305. (Дата обращения: 23.04.2020).
5. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011–2015 годы и период до 2020 года [Электронный ресурс] // minpromtorg.gov.ru: [сайт]. – URL: minpromtorg.gov.ru. (Дата обращения: 26.04.2020).
6. СанПиН 2.3.2.1324-03 Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов [Электронный ресурс] // docs.cntd.ru: [сайт]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/901864836. (Дата обращения: 28.04.2020).
7. ГОСТ Р 51303-2013 Торговля. Термины и определения [Электронный ресурс] // docs.cntd.ru: [сайт]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200108793. (Дата обращения: 28.04.2020).
8. ГОСТ Р 51304-2009 Услуги торговли. Общие требования [Электронный ресурс] // docs.cntd.ru: [сайт]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/1200079267. (Дата обращения: 28.04.2020).
9. Альбеков, А.У. Логистика: учебник / А.У. Альбеков, Т.В. Пархоменко, Г.А. Лопаткин; под редакцией А.У. Альбекова. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016. – 403 с.
10. Аникин, Б.А. Коммерческая логистика: учебник / Б.А. Аникин, А.П. Тяпухин. – М.: Проспект, 2017. – 253 с.
11. Арзумова, Т.И. Экономика организации: учебник / Т.И. Арзумова, М.Ш. Мачабели. – М.: Академия, 2018. – 504 с.
12. Баженов, Ю.К. Розничная торговля в России: монография / Ю.К. Баженов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 239 с.
13. Бариленко, В.И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.И. Бариленко. – М.: Юрайт, 2018. – 455 с.
14. Боровинский, Д.В. Организация закупочной деятельности на коммерческом предприятии. Синергетический эффект интеграции (современные методики 84 расчетов): монография / Д.В. Боровинский, В.В. Куимов. – Красноярск: Сибирский Федеральный университет, 2015. – 172 с.
15. Брагина Л.А. Торговое дело: экономика и организация: учебник / Л.А. Брагина. – М.: Инфра-М, 2017. – 425 с.
16. Бруцкус Б. К теории кооперации // Вопросы экономики, 1995. № 10. - С. 125.
17. Бродецкий, Г.Л. Экономико-математические методы и модели в логистике. Процедуры оптимизации: учебник / Г.Л. Бродецкий, Д.А. Гусев. – М.: Академия, 2016. – 288 с.
18. Волгин, В.В. Логистические ловушки и решения в договорах: справочник предпринимателя / В.В. Волгин. – 3-е издание. – М.: Дашков и К, 2016. – 140 с.
19. Волошина, О.В. Особенности аналитического учета товарооборота в торговых организациях: учебное пособие / О.В. Волошина, А.В. Скидан. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 283 с.
20. Гаджинский, А.М. Логистика: учебн
Это связано, прежде всего, с изменениями государственных взглядов на необходимость кооперации. Так, в Национальном проекте «Развитие агропромышленного комплекса» было предусмотрено 9,412 млрд руб. на создание на период действия проекта 1000 сельскохозяйственных потребительских кооперативов по заготовке, снабжению, сбыту продукции ЛПХ и К(Ф)Х, 550 СХПК по переработке продукции ЛПХ и К(Ф)Х и 1000 сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов [41]. В рамках проекта была поставлена и выполнена цель увеличения объема реализации продукции, работ и услуг в кооперативе (рост выручки в среднем на один кооператив к уровню 2006 года) на 20,0%.
Меры, предусмотренные в проекте, способствовали резкому росту количества созданных СХПК. По данным Концепции развития СХПК за период 2006-2007 гг. количество кооперативов выросло на 80% (с 256 кооперативов в 2006 год