Регулирование государственной политики в отношении семей с несовершеннолетними
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важных аспектов регулирования государственной политики является обеспечение условий для жизнедеятельности населения, вне зависимости от пола, возраста, расы, национальности и вероисповедания. В ст. 2 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в редакции от 01.07.2020 г.) (далее – Конституции) закреплено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. В Российской Федерации широко развита система социальных служб и гарантий, оказываемых наиболее слабо защищенным слоям населения – пожилым людям, инвалидам, несовершеннолетним, в частности, детям-инвалидам. Среди мер государственной поддержки, оказываемым несовершеннолетним с ограниченным возможностями здоровья, можно отметить: медикаментозную помощь, отдых и оздоровление в санаториях, оказание помощи при нахождении в трудных жизненных условиях.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ…………………………………………………….6
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАТУСА РЕБЕНКА В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ………………………………………………………….6
1.2 СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ-ИНВАЛИДОВ……………………………………………………………………..8
ГЛАВА 2 РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ СЕМЕЙ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ…………………..14
2.1 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ СЕМЬЯМ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ………14
2.2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ…………………………………………………....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативно – правовые источники
1.1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями от 01 июля 2020 г.) // Российская газета, 2020, 4 июля. №144 (8198).
1.2 Всеобщая декларации прав человека (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // https://www.consultant.ru/1.3 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // https://www.consultant.ru/
1.4 Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с изм. от 14.04.2023 г.) // "Российская газета" от 8 декабря 1994 г. N 238-239, «Российская газета" от 6, 7, 8 февраля 1996 г. N 23, 24, 25, «Парламентская газета» от 28 ноября 2001 г. N 224, Собрание законодательства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. N 52 (часть I) ст. 5496.1.5 Семейный кодекс Российской Федерации. Принят 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (в редакции от 28.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16.
1.6 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции от 28 апреля 2023 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4563.1.7 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с изм. от 14.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. N 53 (часть I) ст. 7598.
1.8 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016 г. №436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 15 августа 2016 г. N 33.
2. Специальная литература
2.1 Азарова Е.Г. Многодетная семья и проблемы ее социального обеспечения // Журнал российского права. 2014. № 3. С. 63 - 78.
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. и действующий Семейный кодекс РФ закрепляют за несовершеннолетними гражданами статус привилегированных субъектов права. Вместе с тем, установление значительного объема прав не всегда способствует достижению реального благополучия детей. Трудности, связанные с реализацией личных прав несовершеннолетних, приводят к увеличению масштаба беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди малолетних лиц и в конечном итоге негативно отражаются на состоянии российского общества.Наиболее сложными можно считать проблемы, возникающие в сфере соблюдения права несовершеннолетних на жизнь и защиту здоровья. Будучи неотчуждаемым и присущим человеку с момента рождения в силу его природы, право на жизнь является фундаментом правового статуса несовершеннолетнего гражданина. В связи с этим необходимо отметить, что в действующем законодательстве пределы жизни, под которыми следует понимать момент начала жизни и момент наступления смерти, не установлены с достаточной точностью. С позиции уголовного права моментом, с которого жизнь становится объектом правовой защиты, признается начало физиологических родов. Прекращение жизни эмбриона в результате прерывания беременности не рассматривается как посягательство на жизнь человека, поскольку эмбрион юридически не признается живым существом. В теории права правоспособность физического лица считается приобретенной лишь в момент появления человека на свет, а не ранее. Однако имеются исключения, заслуживающие особого внимания. Из положений ст. 1166 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) следует, что нотариус выполняет обязанность по охране интересов того, но еще не родившегося наследника, а значит, потенциальный наследник обладает правами до рождения. С другой стороны, общее правило предусматривает наступление правоспособности лица не ранее момента рождения, а прекращение правоспособности – в момент фактической смерти.