Уголовная ответственность за угон судна воздушного или водного транспорта (ст. 211 УК РФ)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Общественная опасность угона судна воздушного или водного транспорта (ст. 211 УК РФ) лежит в том, что неконтролируемым перемещением (движением) отмеченных видов транспорта создается угроза общественной безопасности, наступления тяжких последствий, которые связаны с авариями, катастрофами и человеческими жертвами. Вышедшим из-под контроля движением судна воздушного или водного транспорта нарушается нормальная работа данных видов транспорта, создается угроза общественной безопасности. В этом, в первую очередь, и заключена общественная опасность анализируемого преступления. Помимо этого, создается угроза жизни и здоровью членов экипажа, водителей, пассажиров. Угоны или захваты данных видов транспорта зачастую влекут аварии и катастрофы.
В качестве основного объекта этого преступления выступает общественная безопасность. Общественно опасные деяния, ответственность за которые предусматриваются разделом IX УК РФ, посягают только на безопасность общества в целом. В качестве дополнительного непосредственного объекта, то есть того, которому всегда причиняется вред в случае посягательства на основной объект при угоне данных видов транспорта, выступают отношения собственности. Угон воздушного и водного судна зачастую выступает в качестве средства совершения иных преступлений: государственной измены, незаконного пересечения государственной границы, пиратства. При этом, действия виновного должны квалифицироваться по совокупности преступлений. Транспортные средства ввиду их принадлежности к источникам повышенной опасности всегда находились под охраной уголовного законодательства.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика уголовной ответственности за угон судна воздушного или водного транспорта (ст. 211 УК РФ)…………………………….5
1.1. История развития законодательства об уголовной ответственности за угон судна воздушного или водного транспорта………………………………………..5
1.2. Уголовная ответственность за угон судна воздушного или водного транспорта по законодательству зарубежных стран……………………...……….8
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика уголовной ответственности за угон судна воздушного или водного транспорта (ст. 211 УК РФ)…………………....16
2.1. Объективные и субъективные признаки уголовной ответственности за угон судна воздушного или водного транспорта………………………………………16
2.2. Проблемы квалификации уголовной ответственности за угон судна воздушного или водного транспорта……………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников……………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
2. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Заключена в г. Токио 14.09.1963) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLIV.- М., 1990. С. 218 - 225.
3. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Заключена в г. Гааге 16.12.1970) (с изм. от 10.09.2010) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII.- М., 1974. С. 292 - 296.
4. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Заключена в г. Монреале 23.09.1971) (с изм. от 24.02.1988) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIX.- М., 1975. С. 90 - 95.
5. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) // Собрание законодательства. 1997. № 48. Ст. 5493.
6. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (SUA) (Заключена в г. Риме 10.03.1988) (с изм. от 14.10.2005) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 48. Ст. 4469.
7. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 14.03.2022) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 12. Ст. 1383.
8. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ (ред. от 14.03.2022) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 11. Ст. 1001.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 09.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.03.2022) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
10. Федеральный закон от 05.05.2014 № 130-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2014. № 19. Ст. 2335.
Материалы судебной практики
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 № 25 (ред. от 24.05.2016) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения" // Российская газета. 2008. № 265.
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 (ред. от 03.11.2016) "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" // Российская газета. 2012. № 35.
13. Приговор Орджоникидзевского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 20 октября 2016 г. по делу № 1-639/2016 // URL: http://www.sudact.ru.
14. Приговор Самарского областного суда от 13 мая 2019 г. по делу № 02-6/19. // URL: http://www.sudact.ru.
Учебная и научная литература
15. Актуальные проблемы уголовного права / под ред. Иногамовой-Хегай Л.В. — М.: Проспект. 2019. - 232 с.
16. Актуальные проблемы Общей части уголовного права. Учебник / под ред. Подройкина И. А., Фаргиев И. А. - М.: Проспект. 2020. - 544 с.
17. Актуальные проблемы Особенной части уголовного права. Учебник / под ред. Подройкина И. А., Улезько С. И. — М.: Проспект. 2020. - 768 с.
18. Беляева М.Г. Соотношение террористического акта с угоном судна воздушного или водного либо железнодорожного подвижного состава // Научный журнал. 2017. № 7 (20). С. 60-61.
19. Богданов А.В., Парамонов И.М., Хазов Е.Н. Оперативно-розыскные меры борьбы с преступностью на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 4. С. 254-258.
20. Егиазаров В.А. Транспортное право. - М.: Юстицинформ, 2018. - 608 с.
21. Квалификация преступлений / Под ред. К.В. Ображиева, Н.И. Пикурова. М., 2019. - 348 с.
22. Князева Е.А. Угон и захват судна воздушного или водного транспорта (уголовно-правовое и криминологическое исследование): автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. - 27 с.
23. Краев Д.Ю. Некоторые вопросы квалификации угона судна воздушного или водного либо железнодорожного подвижного состава (статья 211 УК РФ) //Сибирское юридическое обозрение. 2020. Т. 17. № 3. С. 367-376.
24. Пожарский А.Ю. Ответственность за нарушение безопасности железнодорожного и воздушного транспорта в советском уголовном праве // Закон и право. 2016. № 1. С. 111-115.
25. Русинова О.В. Проблемные аспекты правового института ответственности за угон судна воздушного или водного либо железнодорожного подвижного состава // Вестник Межрегионального открытого социального института. 2016. № 2 (4). С. 101-106.
26. Чучаев А.И., Пожарский А.Ю. Транспортные преступления: понятие, виды, характеристика. Монография. М., 2018. - 256 с.
Чужое имущество всегда привлекало преступников, но иногда жажда получения большей наживы подталкивает их к совершению более дерзких и серьезных преступлений. Они решаются совершить угон, но речь не идет об обычном автомобиле, их объектом становится более крупные и дорогостоящие объекты: корабль или даже самолет. Конечно, сейчас довольно редко можно услышать о том, что произошел угон воздушного или водного транспорта, но такие преступления случаются. Главной их опасностью считается не само завладение тем или иным видом транспорта, а создание угонщиками угрозы жизни и здоровью пассажиров и экипажу, а также риск возникновения аварий и катастроф.
Основная особенная черта этого вида преступления, отличающая его от прочих - предмет посягательства. Особенность преступного деяния в том, что причина его совершения не важна. Главное сам факт, а для какой цели совершены действия, не существенно. Уголовная статья не распространена на все виды указанного транспорта, к примеру, в понятие водного (в понимании ст. 211 УК РФ) , не входят маломерные суда. Именно по этой причине, для начала следует привести основную терминологию, используемую при рассмотрении дел, касающихся угона злоумышленниками воздушного или водного транспорта.