Эмоциональные нарушения в детском возрасте
Введение
Актуальность работы. В условиях современной государственной образовательной политики одним из приоритетных направлений является формирование и сохранение физического, психического и эмоционального здоровья детей. По итогам различных исследований можно заметить, что за последние десятилетия возросло число негативных изменений в состоянии психоэмоционального здоровья детей. Прослеживается тенденция к значительному увеличению числа дошкольников эмоционально нестабильных, неуверенных в себе, испытывающих различного рода невротические состояния, страхи. И если не предпринимать мер для профилактики нарушений психоэмоционального развития и здоровья, то неизбежно сформируется та база, в рамках которой возникают отставание детей в личностном развитии и различные формы социально-психологической дезадаптации.
Вопрос наличия эмоциональных нарушений у дошкольников достаточно актуален, так как на данном этапе детства во всех сферах жизнедеятельности ребенка чрезвычайно значимы его эмоции и чувства.
Теоретическая основа. Такие авторы как Л.И. Божович, JI.C. Выготский, A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев выделяют формирующую функцию эмоциональных состояний на данном этапе развития ребенка, говорят о его определяющем влиянии на формирующуюся личность, его будущий характер, поведение. Поэтому так важно сохранение здоровой эмоциональности детей, исключении эмоционального неблагополучия. Более подробно понятие «эмоциональное благополучия – неблагополучие» на этапе дошкольного детства был раскрыт в работах учеников A.B. Запорожца: Л.A. Абрамян, О.В. Гордеева, А.Д. Кошелевой и др.
Содержание
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы профилактики эмоциональных нарушений детей дошкольного возраста 8
1.1 Основные понятия эмоциональных нарушений 8
1.2 Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста 9
1.3 Влияние эмоциональных нарушений на развитие личности ребенка 11
Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике эмоциональных нарушений у детей 5-6 лет 14
2.1 Выявление уровня эмоциональных нарушений у детей 5-6 лет 14
2.2 Экспериментальное исследование возможностей игротерапии в профилактике эмоциональных нарушений у детей 5-6 лет 22
2.3 Определение эффективности профилактической работы 26
Заключение 30
Список использованных источников 33
Приложения 37
Список использованных источников
Агаркова, Е.И. Детские страхи: Решение проблемы в условиях детского сада/ Е.И. Агаркова. – М.: Аркти, 2017. – 64 с.
Андреенко, Т.А. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. ФГОС/ Т.А. Андреенко, О.В. Алекинова. – СПб.: Детство-Пресс, 2021. – 96 с.
Афонькина, Ю.А. Охрана и укрепление психического здоровья дошкольника. Технология здоровьесбережения/ Ю.А. Афонькина, И.А. Галай, Н.И. Трифонова. – М.: Аркти, 2021. – 287 с.
Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст)/ Е.Р. Баенская. – Альманах ИКП РАО, - 2017. - № 3. - 3 с
Бреслав, Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников/ Г.М. Бреслав. – М.: Владос, 2021. – 59 с.
Годовникова, Л.В. Коррекционно-развивающие технологии в ДОУ: программы развития личностной, познавательной сферы. ФГОС/ Л.В. Годовникова, И.В. Возняк, А.А. Морозова. – В.: Учитель, 2021. – 187 с.
Гринин, Л.Е. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях: методики, тесты, опросники/ Л.Е. Гринин, Н.Е. Волкова-Алексеева. – В.: Учитель, 2018. – 318 с.
Денисова, Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет/ Н.Д. Денисова. – В.: Учитель, 2020 г. – 202 с.
Детская практическая психология: Учебник/ Под. общ. ред Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2019. – 225 с.
Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 1/ Н.С. Ежкова. – М.: Владос, 2021. – 127 с.
Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Часть 2/ Н.С. Ежкова. – М.: Владос, 2021. – 52 с.
Заболотная, Э.Р. Сказки-подсказки: методический игровой материал/ Э.Р. Заболотная. – Ростов-на Дону: Феникс, 2018. – 266 с.
Запорожец, А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольникаПособие для воспитателя детского сада / под ред. А.Д. Кошелевой. – М. : Просвещение, М., 2020. – 176 с.
Захарова, И.Ю. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы/ И.Ю. Захаров
Нарушение эмоциональной сферы у различных лиц может иметь различную степень выраженности от почти полного отсутствия до предельного развития. Потребности индивидуального развития и общественной практики должны формировать в людях способность к устранению препятствий, а подчас и к физическому преодолению того, что противодействует этому процессу. Вместе с тем, чрезмерное развитие агрессивности по типу акцентуации начинает определять весь облик личности, превращает ее в конфликтную, не способную на социальную кооперацию, а в своем крайнем выражении является патологией (социальной и клинической): эмоциональные нарушения утрачивают рационально-избирательную направленность и становится привычным способом поведения, проявляясь в неоправданной враждебности, жесткости, негативизме.