Система правоохранительных органов России и зарубежных государств: сравнительный анализ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность диссертационной работы. Как известно, современный государственный аппарат характеризуется особой структурой органов, среди которых отдельно выделяется система правоохранительных органов. Они наделены особыми полномочиями и функциями, которые между собой тесно взаимосвязаны, а также образуют основу правоохранительной системы нашей страны. Цель создания системы правоохранительных органов – реализовать правоохранительную функцию государства. Именно они способны обеспечивать государство материальными, финансовыми и организационными ресурсами, основываясь на принудительной государственной силе. При этом важно отметить, что функционирование всей системы правоохранительных органов возможно только на основании главного закона государства – Конституции РФ, а также иных нормативных актах.
Система правоохранительных органов является частью уголовно-правовой сферы, которая обеспечивает осуществление специализированного вида правоохранительной деятельности, в частности,
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Правовое регулирование системы правоохранительных органов России и зарубежных стран……………………………………………………. 9
1.1 Теоретико-методологические подходы к определению понятия «правоохранительные органы» в России и зарубежных странах…………. 9
1.2 Виды правоохранительных органов по законодательству России и зарубежных стран……………………………………………………………. 23
Глава 2.Централизация и децентрализация управления, как принципы организации деятельности системы правоохранительных органов…….. 37
2.1 Централизованные модели правоохранительных органов: сравнительный анализ…………………………………………………………………………….. 37
2.2 Сочетание принципов централизации и децентрализации в управлении правоохранительными органами………………………………………………... 47
Глава 3.Перспективы развития Российской системы правоохранительных органов………………………………………………………………………….. 54
Заключение…………………………………………………………………….. 71
Список используемой литературы………………………………………….. 76
Приложение……………………………………………………………………. 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп.) // Российская газета. 1993. 25дек.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Российской Федерации. 1994. № 32, ст. 3301.
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (с изм. и доп.) // В данном виде документ опубликован не был.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр.законодательства Российской Федерации. 1996. № 25, ст. 2954.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр.законодательства Российской Федерации. 2001. № 52, ст. 4921.
6. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. ст. 900.
7. О Следственном комитете Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр.законодательства Российской Федерации. 2011. № 1. ст. 15.
8. О координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступность: Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Российской Федерации. 1996. № 17, ст. 1958.
9. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02 июля 2021 г. (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Российской Федерации. 2021. № 27, ст. 5351.
10. Абдулкадыров, М. Д. Таможенные органы как субъект правоохранительных органов / М. Д. Абдулкадыров, П. И. Барзаева, Ж. А. Салгириева // Закон и право. - 2018. - №11. – С. 49-51.
11. Азарова, Е. С. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью / Е. С. Азарова, В. И. Внуков // LegalConcept. - 2021. - №2. – С. 26-32.
12. Алиев, Я. Л. Международный опыт обеспечения законности в правоохранительных органах / Я. Л. Алиев, В. Б. Клишков, Г. Х. Гуменюк // Вестник ННГУ. - 2019. - №5. – С. 71-75.
13. Аллахвердиев, А. М. Формы и способы взаимодействия органов прокуратуры и оперативных подразделений правоохранительных органов / А. М. Аллахвердиев, Т. А. Калентьева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - №4-3. - С. 126-129.
14. Альбов, А. П. Сущность и функции правоохранительной деятельности на современном этапе развития гражданского общества / А. П. Альбов, М. В. Верхов // LegalBulletin. - 2019. - №4. – С. 20-27.
15. Анисина, С. С. Организационные основы координации и взаимодействия правоохранительных органов / С. С. Анисина // Научный портал МВД России. - 2018. - №3 (43). – С. 113-119.
16. Балт, В. С. Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов / В. С. Балт. – М.: Юрайт, 2022. – 239 с.
17. Бегеза, В. В. Взаимодействие правоохранительных органов по обеспечению национальной безопасности / В. В. Бегеза // Право и политика. – 2022. - №9. – С. 20-29.
18. Битерман, О. Э. Международный опыт противодействия коррупции в правоохранительных органах / О. Э. Битерман // Вестник магистратуры. - 2018. - №4-2 (79). – С. 117-118.
19. Воронин, В. В. К вопросу и понятии «специальная техника» правоохранительных органов / В. В. Воронин, Е. А. Лушин // Общество: политика, экономика, право. – 2022
В качестве основной задачи мировых судей является разрешение правовых споров, возникновение которых в обычной жизни граждан не редкость.
В работу конституционных судов попадают спорные правовые вопросы, связанные с определением законности правовых актов, которые принимаются региональными органами власти.
К полномочиям прокуратуры РФ можно отнести надзорную деятельность за соблюдением положений Конституции РФ. Также сюда относится проверка законности оперативно-розыскной деятельности, работы судебных приставов.
МЧС России осуществляет поисково-спасательную, противопожарную деятельность. В их полномочия также входит защита населения, гражданская оборона, оказание экстренной психологической помощи и др.
Независимым органом выступает Следственный комитет РФ. В его ведении находится оперативно-розыскная деятельность относительно особо тяжких преступлений.
Безопасность нашей страны обеспечивается