Календарные обряды в социокультурном пространстве коренных народов западной Сибири

Скачать дипломную работу на тему: Календарные обряды в социокультурном пространстве коренных народов западной Сибири. В которой определено изучение обрядов и праздников календарного цикла финно-угорских народов (ханты, манси).
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
08.02.2025
Объем файла
169 Кб
Количество страниц
64
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

Ускорения темпа жизни и урбанизация общества приводят к обострению проблем в сфере взаимодействия и сохранения различных культур. Коренные народы Западной Сибири имеют уникальную культуру, которая опирается на взаимодействие человека с природой, создание диалога между ценностями человека и мироздания. Элементами культуры являются одежда уклад жизни, жилище, одежда и праздничные обрядовые традиции.Актуальность темы исследования. Сокращение численности коренных народов Западной Сибири, переход многих носителей уникальной культуры к укладу жизни современного городского человека приводит к тому, что многие знания и культурные ценности утрачиваются или находятся на грани исчезновения. При этом утрачивается и ценность целого культурного слоя, исчезает жизнь нескольких народов. В условиях ужесточения международных и межрасовых конфликтов возникает потребность в сохранении и переосмыслении культурных ценностей и идей разных народов и этнических групп. 

Оглавление 
Введение
Глава 1. Календарь в традиционной культуре коренных народов Западной Сибири
1.Календарная система как явление культуры
2.Календарная система у коренных народов Западной Сибири
Глава 2. Обряды и праздники календарного цикла коренных народов Западной Сибири
1. Обряды и праздники календарного цикла финно-угорских народов (ханты, манси)
2. Обряды и праздники календарного цикла самодийцев (ненцы)
Заключение
Список источников и литературы
Приложение

Список источников и литературы

Источники
Бармина Е.В. Образ оленя в традиционной культуре коренных народов Восточной Сибири // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2019. №2 (12). – С. 202-213.
Бояршинова 3. Я. Население Западной Сибири до начала русской колонизации / 3. Я. Бояршинова. Томск, 1960. - 152 с.
Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса / Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 2013. -412 с.
Бударин M. Е. Прошлое и настоящее народов северо-западной Сибири / M. Е. Бударин. Омск: Омское областное государственное издательство, 2021. - 186 с.
Бургуэн Ж. де. Календарь: история и современность / Жаклин де Бургуэн; пер с фр. В. Шабаевой. Москва: АСТ: Астрель, 2016. - 144 с.
Бурыкин А. А. Традиционный календарь, счет сезонов и возраста у эвенов / А. А. Бурыкин // Время и календарь в традиционной культуре: тез. докл. всерос. науч. конф. СПб.: Изд-во "Лань", 2019. - С. 71-75.
В краю селькупов: Красноселькупский район: природа, люди, экономика, экология. / В. В. Козин и др.; отв. ред.: В. В. Бакулин и др. Екатеринбург: Сред.-Ур. кн. изд-во. 2020. - 277 с.
Васильев В. И. Народный календарь как источник исследования хозяйственного уклада народов Северо-Западной Сибири/ В. И. Васильев, А. В. Головнев // Духовная культура народов Сибири. Томск: ТГУ, 1980. - С. 33-41
Величко Н. И. Этничность как свойство культуры (на материале традиционной культуры восточных хантов). Автореф. дис. . канд. культурологии: 24.00.01 / Величко Наталья Ивановна СПб., 2021. - 25 с.
Волдина Т.В. Огонь как связующее и трансформирующее начало и вода как символ жизни и смерти в традиционной культуре обских угров // Финно-угорский мир. 2016. №2 (27). – С. 83-89.Вртанесян Г. С. Ильин день в календарных мифах народов Урала и Западной Сибири // Вестник угроведения. 2019. №3. – С. 533-544.
Вртанесян Г.С., Озолиня Л.В. Медвежий праздник ороков-уйльта: общее и особенное // Сибирский филологический журнал. 2020. №4. – С. 15-22.

Деление года на сезоны  основывалось на видимых природно-климатических явлениях. В годичном цикле ненцев обособлялись нгэрёй, нэрё – осень, сыра – зима (это же слово обозначает снег), нарэй, нара – весна (ранняя, до ледохода), януй, венуй (поздняя) и тангта’ – лето. При делении на шесть сезонов в зиме и весне выделялись по два дополнительных сезона: в зиме – сырэй (снег) и сыв’ (холодное солнце), весне – нара (снежный наст) и юнуй (половодье). Могло быть и семь сезонов, в этом случае в летнем периоде различались епдя (жара) и сельвенянгы (время дождей и чистки оленями рогов). В год-лето обычно включались сезоны юнуй, тангы (епдя и сельвенянгы) и нгэрёй. Зимний начинался с сырэй и заканчивался нара [3, с. 303].Солнечный год  в  хантыйском  календаре состоял из четырех сезонов: лета  (лун, лунг, сум, сунг, тон, монь), осени (согос, соус, сус, тон сугысь, сухусь), зимы (таль, тулъту, тулих) и весны (тал, телег, тов, тови, того, тав, тавы, тавэн).У северных манси выделялись следующие сезоны: туи (тув) – лето, такус (таквыс, таквси) – осень, man (тал, тэли) – зима, myас (туя) – весна.Гибкостью и подвижностью отличалось в традиционных календарях начало года – основной  точки  отсчёта  годового  цикла. В большинстве случаев у манси и хантов за начало года принималась весна и (или) осень (при двухгодичном летоисчислении ритуально отмечались два новых года). Начало года-лета обычно связывалось с наступлением весеннего равноденствия, прекращением зимней пушной охоты, переездом из зимних поселений (таль-коот) в весенние (тавы-коот).