Социально-психологические барьеры общения подростков

Цель работы: анализ психологических барьеров общения в формировании личности подростков и выявление причин, вызывающих затруднения в общении
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
18.08.2022
Объем файла
91 Кб
Количество страниц
27
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
640 руб.
800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования состоит в том, что общение в подростковом возрасте — это главный вид деятельности. И особое значение там приобретает общение со сверстниками. Оно занимает большое количество времени: в школе, после школы, на улице и захватывает много интересов, отношений и занятий. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой личности, её развитии и становлении.
Исследование проблемы общения позволит более глубоко анализировать психологические механизмы, закономерности и формирование внутреннего мира человека. Это доказано исследованиями таких крупных отечественных ученых, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев. Они подробно рассмотрели феномен общения и его барьеров как важнейший пункт психического развития людей, формирования их личности.  Согласно их мнению, механизмы осуществления общения раскрываются благодаря его анализу. А общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Сущность понятия «барьеры общения» 5

2. Психологическая характеристика подростков 11

3. Особенности социально-психологических барьеров общения подростков 16

4. Исследование социально-психологических барьеров подростков 19

5. Анализ результатов исследования 21

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

8. ПРИЛОЖЕНИЯ………………………….……...………………………….....27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М.: Институт практической психологии.  ̶  Воронеж: НПО «МОДЭК». ̶ 2017
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.̶  СПб.,1999.
3. Амбалова С.А.Личность и ее приобщение к социальному миру //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016г. Т. 5. № 1 (14). С. 9-11
4. Бекоева М.И. Многоуровневая система высшего профессионального образования как объект научно-педагогического анализа //Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012г. № 1. С. 352-354
5. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога М.,2003, с. 13
6. Бодалев А.А., Психология общения. М., 2007, с. 142
7. Джиоева О.Ф., Социальная активность как фактор социализации личности. // В мире научных открытий. ̶ №7.1 Красноярск, 2015
8. Куницына В.Н., Трудности межличностного общения: Автореферат диссертации.  ̶  СПб., 1991. С.18
9. Лабунская В.А., О смысловом пространстве невербального общения// Российский психологический журнал. №3.2014г. С.93-109
10. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. - М, 1984. - Т. 4. - С. 6-37
Интернет-ресурсы:
11. Общение как восприятие людьми друг друга [Электронный ресурс].  – URL:https://studwood.ru/607385/psihologiya (дата обращения 12.07.2021)
12. Коммуникативные и психологические барьеры  [Электронный ресурс].  – URL: https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00521700_0.html
13. Основные барьеры, возникающие на пути к плодотворному общению [Электронный ресурс].  – URL: https://nashaucheba.ru/v30608/?cc=1&page=3 (дата обращения 2022)
14. Психологические особенности подросткового возраста [Электронный ресурс].  – URL:  https://infourok.ru (дата обращения 26.11.2021)
15. Подростковый возраст (отрочество) [Электронный ресурс].  – URL: https://studme.org/88703/psihologiya/podrostkovyy_vozrast_otrochestvo (дата обращения 2021)
16. Психологические особенности подросткового возраста [Электронный ресурс].  – URL: https://pedsovet.su/publ/28-1-0-3399 (дата обращения 12.12.2021)

 

Особенное место в изучении подросткового периода занимает концепция Э. Шпрангера, который считал, что внутренний мир индивида сознательно несводим к каким бы то ни было естественным или общественным детерминантам. Он, как справедливо подмечал Л.С. Выготский, разделял психику на физическое и душевное начало и каждой из этих сфер присваивал сравнительно самостоятельное друг от друга существование. Э. Шпрангер идеалистически представлял формирование личности как полностью «духовный процесс», не объединенный ни с реальными отношениями личности и общества, ни с процессом созревания организма.
Э. Штерн оценивал подростковый возраст как один из этапов развития личности. По Э. Штерну, переходный возраст характеризует не только специализированная направленность идей и чувств, влечений и идеалов, но и специальный образ действий. Э. Штерн обрисовывает его как промежуточный между детской забавой и серьезной сознательной деятельностью взрослого и выбирает для него свежее понятие – «серьезная игра». Образцовой серьезной игры могут работать игры романтического характера; избрание специальности и подготовка к ней; занятия спортом и участие в подростковых организациях. Серьезная игра исключительно важна для развития подростка, т. к. в ней тинейджер обучится «умерять свои цели, закалять свои силы, устанавливать отношение к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он вынужден разобраться»[10, с. 6-37].