Проблемы семейного воспитания младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем,что воспитательной функции семьи придавалось большое значение на всех этапах развития общества. Процесс воспитания в семье - это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества. На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Семья закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ………………………………………………..………………….6
1.1.Понятие семейное воспитание………………………………………………6
1.2. Методы и формы семейного воспитания………………………………….10
1.3. Влияние семейного воспитания на личность младшего школьника….…14
ГЛАВА2.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ…………………………………………...……20
2.1. Методы исследования проблем семейного воспитания………….…..…..20
2.2.Результаты исследования………………………………………………..…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Просвещение, 2022.
Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы – М.: Просвещение, 2018.
Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: - М.: Просвещение, 2017.
Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. - М.: Просвещение. 2017.
Бордовская Н.В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения. Учебник для ВУЗов.-СПб.: ПИТЕР, 2018.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 2017.
Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное пособие / О.О. Гонина. - М.: Флинта, 2016.
Земская М.Р. Семья и личность / М. Р. Земская. - М. Прогресс, 2019.
Зверева О.Л. Общение педагога с родителями: Методический аспект / О. Л. Зверева. - М.: Сфера, 2015.
Иванников, В. А. Психология : учебник для СПО / В. А. Иванников. - М. : Издательство Юрайт, 2018.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб.: Питер, 2015.
Карсонов В.А. Алгоритмизация познавательно-поисковой деятельности учащихся // Школьные технологии. - 2017. - № 5. - С. 125-126.
Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник для СПО / Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, 2016.
Лебедев П.А. Семейное воспитание. Хрестоматия / П. А. Лебедев. - М.: Академия, 2017.
Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студ. вузов / В. С. Мухина. -7-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2015.
Руденко, А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы / А.М. Руденко. – М.: Наука, 2018.
Самыгин, С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С.И. Самыгин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2017.
Титаренко В.Я. Семья и формирование личности / В. Я. Титаренко. - М.: Мысль, 1917.
В течение жизни человек, реализуясь как личность, развивает свою собственную природу, обретает круг значимых друзей, осваивает и создает культурные ценности, а также проявляет себя перед самим собой. Семья с ее особой морально-психологической атмосферой и спецификой межличностных взаимодействий между супругами, родителями и детьми разных возрастов оказывает постоянное воздействие на развитие мотивации достижения успехов.В становлении данного важного качества большую роль играет разумная, продуманная система воспитания и поощрений ребенка за успехи. Она должна быть ориентированной не на те достижения, которые относительно легки и зависят от имеющихся у ребенка способностей, а на те, которые трудны и полностью определяются прилагаемыми усилиями. Очень большое значение для развития личности приобретает вера ребенка в свои успехи. Ее постоянно должны вселять и поддерживать родители, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем настойчивее должны быть соответствующие действия со стороны тех, кто занимается воспитанием детей[6, с. 129] .Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным. Теперь психологи и медики утверждают, что даже несколько месяцев лишения любви наносят умственному, нравственному и эмоциональному развитию ребенка непоправимый ущерб, всей последующей духовной жизни человека, отрицательно влияют на психическое и физическое развитие.Создание духовной, эмоциональной основы личности и есть цель, смысл семейного воспитания. Различные установки родителей находят свое воплощение в стилях семейного воспитания[7, c. 45.]Под стилем семейного воспитания психологи и социальные педагоги подразумевают те аспекты воздействия взрослых на детей, которые в наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие ребенка и развитие его личности: отношение родителей к ребенку, характер контроля за его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказания.