Виртуальное речевое поведение англоязычной языковой личности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Язык — это живая система, которая постоянно и динамично развивается. Как любая система она способна непосредственным образом реагировать на общественную и социальную жизнь. Современные социальные отношения характеризуется активным использованием глобальной сети Интернет, образованием и развитием блогосферы и предоставлением образовательных услуг в электронной цифровой среде. Появилось новое направление в языкознании, которое можно определить как интернет-лингвистика, занимающееся изучением особенностей функционирования и развития любого языка в глобальном интернет-пространстве, изучением речевого поведения виртуальной языковой личности в ходе коммуникации.Значимым ресурсом виртуального образования в короткое время стали видеоблоги. При этом учебный видеоблог, ставший популярным среди широких масс населения по всему миру мало изучен современными отечественными и зарубежными лингвистами.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теория языковой личности как основа исследования вариативности ее произносительных характеристик
1.1. Определение понятия «языковая личность».
1.2. Типология и структура языковой личности.
1.3. Видеоблог, как речевой жанр
1.4. Речевой портрет как основной метод изучения языковой личности.
Глава 2. Особенности вербального и невербального поведения англоязычного видеоблогера
2.1. Вербальные характеристики языковой личности англоязычного видеоблогера.
2.2. Невербальные характеристики языковой личности
2.3. Речевой портрет языковой личности видеоблогера-преподавателя английского языка на YouTube канале (на примере носителей языка).
Выводы по главе 2
ПРИЛОЖЕНИЯ
Не найдено
В предыдущем параграфе мы подробно исследовали теорию языковой личности, чтобы подготовить базу для изучения и описания людей, наших современников, перенёсших сферу своих профессиональных интересов в интернет-среду. При этом объектом нашего изучения мы выбрали преподавателей английского языка, чья профессия тесно связана с речью и коммуникациями. Для наиболее полного и точного описания языковой личности требуется, в первую очередь, реконструкция и анализ ее речевого портрета. Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. Слово «портрет» (франц. portrait), изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается облик какой-либо человеческой индивидуальности. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир изображаемого человека (модели), создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи.Академик Д. С. Лихачев много раз подчеркивал значимость речевого портрета личности: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры» [Лихачев Д. С. Самая большая ценность народа // Журналистика и культура русской речи. 2002. № 1. С. 16]. Речевой портрет можно рассматривать как реализацию в речи языковой личности человека, то есть представление в речи «многослойного и многокомпонентного набора языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности» [Караулов 2010: 29].Речевое портретирование неразрывно связано с понятием языковой личности, которое ввел в научный обиход Ю. Н. Караулов, трактовав языковую личность как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов)» [Караулов 2007: 23].