Пути совершенствования системы законодательства и разработки мер по её совершенствованию
Введение
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью изучения особенностей системы законодательства, а так же разработка предложений по её совершенствованию.Основу системы законодательства, его материальную сущность составляют именно общественные отношения, развивающиеся под воздействием многочисленных факторов (исторических, экономических, политических, культурных и т.д.). Законодатель может осуществлять целенаправленную деятельность по построению системы законодательства, но система законодательства складывается естественным путём, закономерности которого не исследованы в должной степени.Система законодательства является базисом для отраслей законодательства, происходит разделение их в зависимости от специфики на вертикальные, горизонтальные и федеративно-территориальные системы законодательства.Система законодательства представляет собой кодифицированный комплекс нормативно-правовых актов, его массив и итог целенаправленной работы законодателя.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….…………………4
1. Понятие и признаки системы законодательства……………..………....6
2. Структура системы законодательства…………………….……….…….15
3. Творческий подход к системе права: иные компоненты……………...19
Заключение……………………………………………………………..………29
Список источников и литературы………………………………..…………31
Приложения………………………………………………………………………
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации – Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&nd=102027595#I0), 6 октября 2022 г.
Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление, Москва. Изд-во: 2019.
Алексеев С.С. Общая равов права. Учебник. М., 2019. – 540 с.
Бархатова, Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). – Москва: Проспект, 2015 // СПС «КонсультантПлюс». (дата обращения: 09.04.2023).
Бялт В. С. Теория государства и права: учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. – 3-е изд., испр. И доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 120 с. - URL: https://urait.ru/bcode/530721 (дата обращения: 09.04.2023).
Белоусов, С.А. Дисбаланс в системе российского законодательства:
Методология и опыт исследования: монография / С.А. Белоусов; под ред. И.Н. Сенякина. – Саратов, 2014. – 341 с.
Белоусов, С.А. Методологические вопросы исследования феномена дисбаланса в законодательстве / С.А. Белоусов // Вестник ЮурГУ. Серия : Право. – 2022. – 320 с.
Вергеров А.Б. Теория государства и права: равов для юридических вузов. М.: Омега-Л, 2019. – 400 с.
Гошуляк В. В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М.: Янус, 2020. – 670 с.
Пиголкин А. С. Законодательство // Рос. Юрид. Энц. М.: ИД ИНФРА-М, 2019. – 540 с.
Систему таких требований сегодня сложно назвать окончательно устоявшейся, и, тем более, формально определённой. Закон, определяющий формы и иерархию нормативных правовых актов, а также требования к их языку, структуре, оформлению, содержанию, системности и т. д., на федеральном уровне отсутствует, несмотря на то, что с инициативой и проектами подобных законов юридическое научное сообщество выступало неоднократно. Наиболее последовательно этот вопрос разрабатывается Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации . Тем не менее, данный законопроект ни в каком из его вариантов не нашёл поддержки среди парламентариев. Притом, что в отдельных сферах правотворчества начинает выстраиваться своя система документов и даже вырабатывается специфическая инновационная терминология. Так, в Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации» приведён перечень документов стратегического планирования, классифицированных по целевому назначению (целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования) и уровню (федеральный, региональный и муниципальный).Отсутствие унифицированного акта неизбежно повлекло разнообразие подходов к определению перечня и содержания требований к законодательству. В наиболее обобщенном виде эти требования можно разделить на установленные в нормативных правовых актах и иных юридических документах, а также на сформированные в доктрине. Научные подходы к пониманию требований к качеству нормативного правового материала в российской юриспруденции вариативны. Например, Евгений Моисеевич Бухвальд и Альберт Рауфович Бахтизин, говоря о понятии качества законодательного акта, называют такие его свойства, как «полнота охвата того или иного объекта регулирования; чёткость и ясность изложения основных положений, общая нацеленность на решение приоритетных задач развития общества, государства и экономики; внутренняя непротиворечивость, отсутствие противоречий с иными законодательно-правовыми актами и пр.» .