Рефлексивные технологии в оценке личных и учебных достижений школьников
Введение рефлексии в контекст психологического исследования и рассмотрение её с точки зрения личностно-смысловой динамики позволило разработать концептуальную модель рефлексивно-инновационного процесса, а также методику его изучения путём содержательно-смыслового анализа дискурсивного (речевого) мышления индивидуума и группы в процессе решения ими творческих задач. Использование этой методики для эмпирического изучения разворачивания рефлексии в процессе индивидуального решения малых творческих задач (т.н. "задач на соображение") привело к выделению разных видов рефлексии: в интеллектуальном плане - экстенсивной, интенсивной и конструктивной; в личностном плане - ситуативной, ретроспективной и проспективной [4]. Рассмотрение взаимосвязи между рефлексией, творчеством и индивидуальностью человека позволило выйти на изучение проблемы творческой уникальности личности и роли рефлексии в её развитии [5].
ОГЛАВЛЕНИЕ
Лист для замечаний 2
Оглавление 3
Введение 4
1. Теоретические основы рефлексии 7
1.1. Понятие рефлексии 7
1.2 Классификация рефлексии и её виды 11
2. АНАЛИЗ РЕФЛЕКСИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЦЕНКЕ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКА 13
2.1 Анализ форм и методов рефлексии 13
2.2 Рефлексивные технологии в обучении 18
2.3. Рефлексивные технологии в оценке личных и учебных достижений школьников 21
Заключение 30
Список литературы 31
Список литературыФилософский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. - Москва : Сов. энциклопедия, 1983. - 839 с.
Анализ, самоанализ и рефлексия урока // Андрей В. Хуторской : сайт. – URL: https://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm (дата обращения: 09.12.2022)
Рефлексия в педагогике // sinref.ru : сайт. – URL: https://www.sinref.ru/000_uchebniki/04500psihologia/000_lekcii_psihologia_03/631.htm (дата обращения: 02.12.2022)
Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Первоисточники по психологии : сайт. – URL: http://1-source.ru/articles/semenov-i-n-stepanov-s-yu-refleksiya-v-organizatsii-tvorcheskogo-myshleniya-i-samorazvitii-lichnosti.html (дата обращения: 02.12.2022)
Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. - Институт психологии РАН. 2002, с. 42 - 98.
Рефлексия. Классификация рефлексии. // Мультиурок : сайт. – URL: https://multiurok.ru/files/rieflieksiia-klassifikatsiia-rieflieksii.html (дата обращения: 02.12.2022)
Ладенко (отв. ред.) И. С. Рефлексия в науке и обучении / И. С. Ладенко (отв. ред.). – Новосибирск : Новосибирск, 1984. – 272 с.
Методы рефлексии // Справочник от автор24 : сайт. – URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/refleksiya_v_pedagogike/metody_refleksii/ (дата обращения: 02.12.2022)
Методы организации рефлексии : учеб.-мегод. пособие / О. А. Беляева. - 4-е изд.,стер. - Минск: РИПО, 2017. - 42 с. ІSBN 978-985-503-667-9.
Современные рефлексивные технологии обучения // Cyberleninka : сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-refleksivnye-tehnologii-obucheniya/viewer (дата обращения: 03.12.2022)
Девятова И.Е. Технологии развития педагогической рефлексии / Е.И. Девятова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. 4(33). С. 41-48
[7]Внутрисубъектные формы включают корректирующую, избирательную и дополняющую рефлексии.
Корректирующая рефлексия является средством адаптации выбранного способа к конкретным условиям.
Посредством избирательной рефлексии производится выбор одного или двух и более способов решения задачи.
С помощью дополняющей рефлексии производится усложнение выбранного способа посредством добавления к нему новых элементов.
Межсубъектные формы представлены кооперативной, состязательной и противодействующей рефлексией.
Кооперативная рефлексия обеспечивает объединение двух или более субъектов для достижения ими общей цели.
Состязательная рефлексия служит самоорганизации субъектов в условиях их соревнования или соперничества.
Противодействующая рефлексия выступает средством борьбы двух или более субъектов за преобладание или завоевание чего-либо.