Технология обследования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией
Введение
Речь - один из важнейших процессов, который позволяет человеку существовать в обществе, познавать окружающий мир, взаимодействовать с другими людьми, выстраивать межличностные отношения и добиваться своих целей.Для полноценного существования в обществе человеку важно и нужно уметь использовать правильную речь. Однако этому могут препятс-вовать различные нарушения и отклонения в речевом развитии.Самым благоприятным периодом для устранения речевых наруше-ний является дошкольный возраст. Особенно этот момент важен в старшем дошкольном возрасте, так как ребенку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу.Одним из наиболее часто встречающихся речевых нарушений у детей является дислалия. Под этим определением понимается нарушение или затруднение произношения любого из звуков родного языка. Согласно статистике, количество детей с этим заболеванием в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому вопросу по изучению нарушений звукопроизношения необходимо уделять большое внимание.
Содержание
Введение...........................................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы изучения звукопроизношения в психо-
лого-педагогической…………………………………………………………... 5
1.1. Понятие «звукопроизношение» в современной литературе....................6
1.2. Онтогенетические закономерности развития звукопроизношения........9
Выводы по главе 1.............................................................................................13
ГЛАВА 2. Особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольно-го возраста с дислалией....................................................................................14
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с дислалией.................................................................15
2.2. Характеристика звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.........................................................................................18
2.3. Анализ технологий обследования звуопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.................................................................23
Выводы по главе 2.............................................................................................28
Заключение.........................................................................................................29
Приложения.......................................................................................................34
Не найдено
На пятом году жизни у детей увеличивается подвижность артикуляционного аппарата. Большинство детей правильно произносят шипящие звуки, сонорные - л, р, ръ, у некоторых из них остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются. В простых словах дети четко произносят данные группы звуков, а в сложных и малознакомых - заменяют. Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы.Звукопроизношение ребенка семи лет максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения. Как правило, ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа (определяет количество и последовательность звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамотой.К концу дошкольного периода ребенок достигает высокого уровня речевого развития. Он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь, строит различные по конструкции предложения, усвоив основные формы согласования слов, свободно использует монологическую речь, а также имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет навыками звукового анализа слов.