Формирование и развитие цифровых компетенций при изучении тригонометрии в углубленном курсе алгебры и начал математического анализа
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная система среднего общего образования – это динамично развивающаяся структура, к выпускникам которой современное общество и производство предъявляют все более высокие требования. Реализация государственных образовательных стандартов среднего образования выполняется в условиях введения компетентностного подхода. Одной из основных задач, обозначенных в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273–ФЗ от 01.09.2013 г., является формирование личности обучающихся, которые должны обладать общими и цифровыми компетенциями, непрерывно заниматься самообразованием в течение жизни и максимально использовать информационно-коммуникационные технологии для решения образовательных, социальных и бытовых задач
Инновационные изменения современной образовательной системы и, в частности, среднего образования существенно изменили организацию учебной работы, а именно произошло перераспределение учебной нагрузки: уменьшение часов аудиторных за
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ УГЛУБЛЕННОГО КУРСА ТРИГОНОМЕТРИИ 8
1.1 Особенности обучающихся профильной школы в условиях модернизации российского образования 8
1.2 Технология смешанного обучения и ИКТ при формирования цифровых компетенций в современном школьном образовании 25
1.3 Анализ школьных учебников по математике, алгебре и началам анализа в рамках модуля «Тригонометрия» 47
Выводы по первой главе 54
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ УГЛУБЛЕННОГО КУРСА ТРИГОНОМЕТРИИ 55
2.1 Анализ существующих средств формирования цифровых компетенций при изучении тригонометрии. 55
2.2 Методические аспекты применения ЭОР на уроках алгебры при изучении тригонометрии 68
2.3 Анализ результатов педагогического эксперимента по применению ЭОР при изучении тригонометрии на углубленном уровне в курсе алгебры и начал анализа старшей школы 78
Выводы по второй главе 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Актуальные проблемы обучения математике и информатике в школе и педагогическом вузе : коллектив. моногр. / И.М. Смирнова [и др.]. – М.: Прометей, 2017. – 238 с. : табл. – Библиогр. в конце глав. – ISBN 978-5-906879-74-5.
2. Алгебра и начала математического анализа. Методические рекомендации. 10 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Е. Фёдорова, М. В. Ткачёва. — М. : Просвещение, 2015. — 224 с. : ил. — ISBN 978-5-09-028110-2.
3. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Учебник. Углубленное изучение - Мерзляк, Поляков, Номировский Москва. ИЦ «Вертана-Граф 2019 г. 491с.
4. Алгебра и начала математического анализа, 10 класс, Базовый и углубленный уровень, Часть 1, Мордкович А.Г., Семенов П.В.. Мнемозина, 2017 г. 744 с.
5. Алимов, Ткачева, Колягин: Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни. Учебник. ФГОС Просвещение, 2021 г. 463 с.
6. Денищева, Лариса Олеговна. Избранные вопросы методики преподавания математики : учебно-метод. пособие [Электронный ресурс] / Департамент образования г. Москвы, Гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" (ГОАУ ВО МГПУ), Ин-т математики, информатики и естеств. наук, Каф. высш. математики и методики преподавания математики ; Л.О. Денищева, Н.В. Савинцева, З.Р. Федосеева. – М.: МГПУ, 2016. – 155 с. : табл., ил. – Прил.: с. 122–155. – Библиогр.: с. 116–119
7. Галямова, Э.Х. Методика обучения математике в условиях внедрения новых стандартов / Э.Х. Галямова. – Набережные Челны : Набережночелнинский гос. пед. ун-т, 2016. – 116 c. – ISBN 2227-8397. – Текст : электронный // Электроннобиблиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/64633.html. – Режим доступа: для авторизир. пользователей.
8. Гусев, В.А. Теория и методика обучения математике : психолого-педагогические основы / В.А. Гусев. – 3-е изд. – М.: Лаборатория знаний, 2017. – 456 c. – ISBN 978-5-00101- 490-4. – Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. – URL: http://www.iprbookshop.ru/89086.html. – Режим доступа: для авторизир. Пользователей
9. Голунова, А.А. Обучение математике в профильных классах : учебно-методическое пособие / А.А. Голунова. – 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2019. – 204 с. – ISBN 978-5-9765-1940- 4. – Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/122590.– Режим доступа: для авториз. пользователей.
10. Голованова, Н. Ф. Педагогика : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Ф. Голованова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 377 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00845-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490631
11. Земсков, В.И. Начала математического анализа: Учебное пособе / В.И. Земсков. - СПб.: Лань П, 2016. - 256 c.
12. Золотарева, Попов, Федотов: Алгебра. Основной курс с решениями и указаниями Лаборатория знаний, 2022 г.-576с.
13. Капкаева, Л.С. Теория и методика
В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.[34]
5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми