Логопедическая работа как эффективное средство формированию графомоторных навыков у старших дошкольников со стертой дизартрией

Скачать дипломную работу на тему: Логопедическая работа как эффективное средство формированию графомоторных навыков у старших дошкольников со стертой дизартрией. В которой определены особенности развития графомоторных функций у старших дошкольников со стертой дизартрией.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
10.01.2025
Объем файла
291 Кб
Количество страниц
48
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из основных качеств, входящих в структуру готовности ребенка к школе, является графическая способность. Благодаря графо моторным навыкам дошкольник может овладеть особой формой письменной речи. Развитием графомоторных навыков ребёнка является сложный процесс как физиологически, так и психологически. В первую очередь это связанно с тем, что помимо коры головного мозга, задействуются все анализаторы.Техника овладения графомоторными навыками требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания, включает в себя способ удержания ручки или карандаша во время рисования, силу нажима, точность и плавность движений.Детям со стертой дизартрией очень сложно осваивать процессы письма, и связано это с незрелостью уровня активации нервной системы – слабой способностью нервных клеток выдерживать концентрированное возбуждение и торможение на короткий или длительный период. Этим детям сложно держать карандаш, у них снижен или же наоборот повышен мышечный тонус рук. Это и приводит к сложностям в развитии графических навыков.

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………..……..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ В ПСИХОЛОГИИ И В ПЕДАГОГИКЕ……………………...7
1.1 Развитие графомоторных навыков у дошкольников в онтогенезе……......7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников со стертой дизартрией…………………......12
1.3 Особенности формирования графомоторных навыков у старших дошкольников со стертой дизартрией……..….17
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ………….22
2.1 Организация и методы исследования…………22
2.2 Анализ результатов исследования………..28
2.3 Логопедическая работа по формированию графомоторных навыков у старших дошкольников со стертой дизартрией……………..33
2.4 Анализ результатов экспериментального исследования………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….…….48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………..51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с дизартрией: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2015. 25 с.
Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: АСТ: Астрель, 2007. 331 с.
Баряева, Л. Б. Диагностика и коррекция нарушений двигательной сферы у дошкольников со стертой дизартрией: коллективная монография. М.: УМЦ «Добрый мир», 2021. 118 с.
Баряева, Л. Б. Нарушения двигательной сферы у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами // Адаптивная физическая культура. 2019. № 1(73). С. 9-12.
Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2017. 464 с.
Быкова, И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 2016. 94 с.
Ванчинова Л.Н. Логопедическая работа по развитию произносительной стороны речи у обучающихся дошкольников со стертой дизартрией // Инновационные условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии: комплексный подход: материалы II международной научно-практической конференции, 2015. С. 60-62.
Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. М.: Просвещение, 1987. 202 с.
Винарская Е.Н. Дизартрия. М.: АСТ: Астрель, Хранитель, 2006. 141 с.
Волкова, Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дизартрией (методические разработки к проведению коррекционных занятий). СПб: Образование, 2012. 70 с.
Глуханюк, Н. С. Общая психология: учебное пособие. М.: Академия, 2017. 272 c.
Григорьева, Е. Л. Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей // Молодой ученый. 2016. № 8. С. 920-922.
Гуровец, Г. В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией, и методы коррекционного воздействия // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. М.: МГПИ им. Ленина, 1981. с. 103-114.

Кроме того, при обучении начальным навыкам письма важно учесть ре-чевое и общее развитие ребенка, также необходимо учесть достаточную зре-лость психофизических функций: фонематическое восприятие, правильное произношение, звук, пространственная ориентация, уровень памяти и развитие внимания.Выводы по первой главе. Для развития графомоторных навыков ребенок должен быть подготовлен, для этого необходимым является развитие пространственного восприятия и репрезентаций: зрительно-пространственных, сомато-пространственных репрезентаций абстрактных пространственных репрезентаций. Для формирования графомоторного навыка на аналитическом этапе за-крепляется умение координировать действие глаза и руки. На синтетическом этапе происходит зрительный и двигательный контроль при письме, все еще наиболее важным является зрительный контроль.  На стадии автоматизации собственно формирование самого навыка происходит как действие, характери-зующееся высокой степенью усвоения процесса и отсутствием сознательного регулирования и контроля со стороны элементов. Дизартрия – нарушение звуко-произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Стертая дизартрия характерна легкой степенью выраженности дизартрических расстройств, представляет значительные трудности при диагностике в плане дифференциации с фонетическими нарушениями функционального генеза. Она встречается у детей и как самостоятельное речевое расстройство, определяемое психолого-педагогической классификацией нарушений речи как фонетико-фонематическое недоразвитие речи, и в структуре системного недоразвития речи при ее общем недоразвитии. При изучении графомоторных навыков у детей со стертой дизартрией исследователями выявлено, что детям сложно воспроизводить линии с элементами одинакового размера, а также с элементами разного размера, заменяющими сами себя. У них наблюдается напряжение пишущей руки, частое отрывание ручки от тетрадного листа; неплавный переход между элементами, замедленный темп письма, им сложно правильно держать карандаш во время рисования. Кроме того, детям сложно запоминать воспроизведенную последовательность действий при письме и рисовании.