Анализ ценовой дискриминации (по работам А. Пигу и Дж. Робинсон)

Скачать дипломную работу на тему: Анализ ценовой дискриминации (по работам А. Пигу и Дж. Робинсон). В которой определено поведение совершенной монополии. Изучены особенности применения ценовой дискриминации в России и за рубежом.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
05.01.2025
Объем файла
4717 Кб
Количество страниц
26
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1760 руб.
2200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Ценовая дискриминация представляет собой так называемую «уловку монополиста», продающего различным покупателям по различным ценам один и тот же товар, не отличающийся в производственных издержках.Сущность ценовой дискриминации раскрыл в своем научном труде 1920 года Артур Пигу – представитель кейнсианской школы экономической теории. В его «Теории общественного благосостояния» раскрыты ключевые условия проведения ценовой дискриминации, а также три ее степени. Также неоценимый вклад в изучение ценовой дискриминации и условий ее проведения внесла в 1933 году Джоан Робинсон своим научным трудом «Экономическая теория несовершенной конкуренции».В современную практику российского и зарубежного ценообразования прочно вошли механизмы, в основе которых в той или иной степени лежат принципы дискриминации, сущность которой подробно исследована Пигу и Робинсон.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Теоретические основы ценовой дискриминации
1 Анализ поведения абсолютной монополии
2 Ценовая дискриминация, ее виды. Условия проведения политики ценовой дискриминации
3 Графические исследования кривых совокупного предельного дохода, предельных издержек, предельной прибыли
Глава 2 Анализ ценовой дискриминации на дефицитных рынках
1 Дефицит и функционирование дефицитного рынка
2 Ценовая дискриминация на дефицитных рынках
Глава 3 Анализ форм реализации ценовой политики в экономике различных стран мира
1 Сравнительный анализ ценовой дискриминации в экономике развитых стран (на примере США и стран западной Европы)
2 Особенности применения ценовой дискриминации в России
Заключение
Список используемых источников

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Учебники:
Курс экономической теории: Учебник / Под. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой / 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. – Киров: «АСА», 2012. – 832 с.
Лавров И.В. Экономика благосостояния: учебное пособие. – Москва: Русайнс. – 2021. – 232 с.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Флинн Ш.М. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. 18го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2011. – ХХХ, 1010 с.
Пигу А. С. Экономическая теория благосостояния – М.: Прогресс. – 1985. – Т. 1. – Гл. XVI, XVII.
Экономическая теория несовершенной конкуренции / Д. Робинсон; ред. И.М. Осадчая. – М.: Прогресс, 1986. – 472 с.
Статьи:
Аверкиева Е.С. Теоретико-методологические аспекты исследования общественного благосостояния / Journal of economic regulation (Вопросы регулирования экономики). – 2014. – Том 5, № 4. – С. 44–61.
Веселовский С.Я. Глобализация и проблема неравенства доходов в современном мире: Аналит. обзор / РАН. ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. глобал. и регион. пробл. Отд. глобал. проблем. – М., 2017. – 185 с. (Сер.: Социал. и эконом. аспекты глобализации).
Горбункова А.О. Ценовая дискриминация: возможности и границы // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 4-1 (77). – с. 46–48.
Закирова Э.Р., Завьялова М.Ю. Антимонопольное регулирование ценовой дискриминации в Российской Федерации // Материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 172–176.
Князева И.В., Заикин Н.Н., Бондаренко И.В. Ценовая дискриминация на дефицитных рынках: теоретический анализ // Современная конкуренция. – 2021. – Т. 15. № 3. – С. 71–85.
Латышев А.Ю. Механизм ценовой дискриминации в хозяйственной деятельности крупных корпораций в России // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. – № 18 (373). Экономика. Вып. 51. – С. 199–209.
Мараков Г.И. О ценовой дискриминации// Новая наука: опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 6-1(89). – с. 149–151.

На практике при отсутствии конкурентной борьбы продавцы могут устанавливать ту цену, которую считают необходимой, а значит получают рыночную власть, схожую с монопольной.Также схожесть монопольного и дефицитного рынков выражается в возможности и способности предприятия-монополиста осуществлять ценовую дискриминацию, то есть устанавливать на один и тот же товар различные цены для разных потребителей.Ситуация дефицита на рынке вносит серьезные коррективы в проведение ценовой дискриминации всех трех степеней.Ценовая дискриминация первой степени осуществляется так же, как и при отсутствии дефицита. При этом оптимальный уровень цены может определяться исходя из спроса на продукцию монополиста, что на практике может происходить при помощи конкурентного запроса цен.Однако у данной ценовой дискриминации на дефицитном рынке нет положительных аспектов, поскольку весь потребительский излишек продавец присваивает себе, когда как в условиях конкуренции мог «отдать» потребителю. А поскольку нет необходимости в увеличении объема выпуска, не достигается эффективность распределения. Поэтому на дефицитном рынке ценовая дискриминация первой степени по своему определению будет антиконкурентной.Ценовая дискриминация второй степени будет более затратной для некоторых покупателей, поскольку спрос на дефицитный товар становится более неэластичным, а зачастую абсолютно неэластичным. Соответственно, потребительский излишек на дефицитном рынке снижается для некоторых покупателей, и использование скидок как инструмента ценовой дискриминации второй степени будет перераспределять потребительский излишек слишком неравномерно.