Нейропсихологические причины проблем обучения

Скачать курсовую работу на тему: Нейропсихологические причины проблем обучения. В которой исследовано значение нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающей работе по преодолению трудностей обучения. Изучен нейропсихологический подход к определению трудностей обучения детей.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
05.01.2025
Объем файла
2431 Кб
Количество страниц
17
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
Бесплатно
Заказать написание авторской работы с гарантией

Введение

В последнее время отмечается значительный рост детей, которые сталкиваются с проблемами обучения. В отношении развития младших школьников, первые тревожные мысли возникают с началом обучения в школе. Возможными причинами могут быть различные факторы. Сами трудности тоже разнообразны. Трудности могут быть связаны с расстройствами концентрации внимания, развития языка, обработки зрительной или слуховой информации. У одних детей это проявляется нарушением навыков письма, чтения, математических представлений, у других -  нарушения в сфере коммуникации, двигательная расторможенность и импульсивность поведения. Большинство расстройств обучения носят комплексный характер и обычно проявляются в нескольких областях. Расстройства обучения свидетельствуют о несоответствии между возможными и фактическими интеллектуальными показателями, ожидаемыми на основе умственных способностей человека.Если успеваемость ребенка падает, а в школу он ходит только с дискомфортом важно выяснить причины школьных проблем.

Оглавление
Введение................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы нейропсихологического подхода...................5
1.1. Теория функциональных систем по А.Р. Лурия..........................................5
1.2. Три функциональных блока мозга...............................................................6
Глава 2. Нейропсихологические и психологические аспекты исследования трудностей в школьном обучении......................................................................9
2.1. Изучение нейропсихологических проблем трудностей обучения...........9
2.2. Психологические и нейропсихологические причины трудностей обучения..............................................................................................................11
Глава 3. Нейропсихологическая диагностика и коррекция............................13
3.1. Нейропсихологическая диагностика.........................................................13
3.2. Нейропсихологическая коррекция............................................................15
Заключение ........................................................................................................17
Библиографический список..............................................................................19
Приложение……………………………………………………………………21

Список литературы
Ахутина Т.В. Преодоление трудностей учения. Нейропсихологический подход // Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. – СПб.: Питер, 2008. – 320
Балашова Е. Ю., Ковязина М. С. Нейропсихологическая диагностика в вопросах и ответах. – М.: Генезис, 2012
Бизюк А. П. Нейропсихологический аспект исследования орфографической компетенции младших школьников / А. П. Бизюк, Е. Э. Кац, Т. А. Колосова, В. М. Сорокин //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. – №6
Глозман Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте // Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. – М.: Питер, 2008. – 75 с.
Гребешкова О. Ю. Нейропсихологические основа дислексии: история вопроса и современные исследования / О. Ю. Гребешкова, Л. А. Зазулина // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – №60-7. – С. 10-12
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учебное пособие. – М.: Академия, 2008. – 380 с.
Международный научно-исследовательский журнал ▪ № 8 (110) ▪ Часть 2 ▪ Август
Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. – М.: Питер, 2008, 288 с.
Немов Р.С. Психологический словарь. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 559 с.
Пылаева Н. М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5-6 лет с задержкой психического развития. / Н. М. Пылаева // Вестн. Моск. Ун-та. – Сер. 14. Психология – 1995. – N3. – С. 20-25).
Тихонова А. С. Возможности объективизации и разработка критериев оценки динамики показателей стандартных нейропсихологических методик / А. С. Тихонова, А. В. Котельникова, А. А. Кукшина // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020. Т. 6. № 4. С. 81-95
Цветков А. В. Дифференциальная диагностика аутизма, гиперактивности и иных нарушений развития: нейропсихологический подход. / А. В. Цветков. – М.: Спорт и Культура, 2017

Несформированность первого блока мозга приводит к следующим нарушениям. Ребенок сидит весь день над заданиям, не может ни мобилизовать свои силы, ни переключится на что-то другое. Быстро наступает истощение. Это приводит к трудностям в усвоении изучаемых в школе предметов. На уроке быстро перестает воспринимать информацию. На письме часто пропускает буквы, не дописывает слова. Ж.М. Глозман про работу мозга такого ребёнка говорит: «Мозг работает вполнакала». Такой ребенок часто болеет соматическими заболеваниями.В то же время ребенок может быть очень умным, с высоким интеллектом. Просто «энергетические ресурсы» его мозга недолговечны. Снижение нейродинамических показателей делает невозможным полноценное функционирование памяти, мышления, внимания и других высших психических функций. Всё это приводит к низкой успеваемости в школе.Недостаточность второго блока вызывает проблемы с памятью у школьников и сложность пространственной ориентации. Это неточное представление букв, зеркальное письмо, путаница схожих по написанию букв и цифр. Дети, у которых страдает второй блок приема, переработки и хранения информации не реагируют на обращенную речь с первого раза. У таких детей наблюдаются трудности ориентировки на листе, понимании предлогов «над», «под», «за», они путают лево-право. Понимание прочитанного затруднено. Так же эти дети имеют сложности в понимании счетных операций, условий задачи.Дети, у которых страдает третий, программный и контрольный блок – это те школьники, которые обычно не принимают во внимание общие нормы поведения и правила. Они импульсивны и нетерпеливы. Им трудно сконцентрировать внимание, включиться в задание ли переключиться с одного задания на другое. Они часто неорганизованны и рассеяны, с трудом могут пересказать текст, составить план пересказа или решение задачи. Такие дети могут усердно работать лишь в течение короткого периода времени в классе.