Современные политические идеологии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Политические идеологии с момента их появления являются важной составляющей политической жизни государств. Политическое взаимодействие индивидов и групп в политике непредсказуемо, но идеология как раз и является тем фактором, который придаёт этому взаимодействию заданность и логику. Идеология даёт обществу цели развития, модель светлого будущего. Политическая идеология представляет собой одну из наиболее значимых форм политического сознания, которая в значительной степени оказывает влияние на властные отношения. Она также играет одну из важных государствообразующих ролей, ведь в современном мире, где каждый день ведется борьба за власть, идеология служит неким объединяющим звеном, которое сплачивает вокруг себя различные группы людей.Политика и идеология являются взаимодополняющими друг друга компонентами: политика вовлекает людей на свою сторону благодаря интересам, на которых базируется, идеология, в свою очередь тем, что использует идеи и общественные идеалы. Как итог, они выступают неким «конструктивным авангардом», который призывает людей на воплощение собственных поставленных целей и задач. На сегодняшний день как в государстве, так и в современном обществе идеология играет неотъемлемую и важную роль ,способствует как объединению, так и разъединению людей и определяет их дальнейшую судьбу, определяет ценности и цель развития.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические подходы к исследованию политических идеологий……..………………………………………………….
1.1. Сущность политической идеологии
1.2. Функции политической идеологии
ГЛАВА II. Положение идеологии в современном обществе
2.1. Формирование современных политических идеологий
2.2. Современные политические идеологии в России……………………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Атажанова А.А. Идеология, её функции и типы / А.А. Атажанова; Курск: Юго-Западный государственный университет, Тренды развития современного общества: управленческие, правовые, экономические и социальные аспекты. Сборник научных статей 10-й Всероссийской научно-практической конференции, 2020. – с. 42-44.
Бернштейн, Э. Условия возможности социализма и задачи социал-демократии / Эдуард Бернштейн – Санкт - Петербург: Типография А.А. Гольдберга, 1906. — 240 с.
Бёрк, Э. Размышления о революции во Франции / Эдмунд Бёрк; пер. с англ. С. Векслер – Лондон: Эмигрантское русскоязычное издательство, 1992. – 411 с.
Валлерстайн, И. Миросистемный анализ: Введение / Иммануил Валерстайн, пер. с англ. Н. Тюкиной - Москва: Издательский дом «Территория будущего», 2006. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского») —248 с.
Вебер, М. Социология религии. Типы религиозных сообществ / Макс Вебер; пер. с нем. М.И. Левиной – Москва: Избранные произведения, 1990. – 180 с.
де Местр, Ж. Рассуждения о Франции. / Жозеф де Местр; Москва: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 1997. - 216 с.
Кагарлицкий, Б.Ю. Между классом и дискурсом. Левые интеллектуалы на страже капитализма / Б. Ю. Кагарлицкий; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».— Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 280 с.
Козырев, М.С. Свойства и функции идеологии. / М.С. Козырев; Москва: РГСУ, Социальная политика и социология. 2013. № 4-2 (97). С. 102-114.
Лайпанов, Т.Ш. Идеология современного неофашизма / Т.Ш. Лайпанов; Текст : электронный // HYPERLINK "https://vk.com/away.php?utf=1&to=http%3A%2F%2FLevada.ru" \t "_blank" cyberleninka.ru :[сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ideologiya-sovremennogo-neofashizma/viewer Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2010. - с. 93-95.
Развитие марксистского знание не стояло на месте. В 1920-1930-х годах во Франкфурте-на-Майне стала складывать школа Франкфуртсткая школа неомарксизма. В неё вошли М. Хоркхоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм и другие. Также неомарксисты активно пользуются трудами А. Лефевра и Ж.-П. Сартра. Франкфуртсткая школа уже не рассматривала пролетариат в целом в качестве угнетённых. Неомарксисты видят капиталистическую эксплуатацию не как эксплуатацию рабочего класса, а как угнетение меньшинств. В этом вопросе неомарксисты выступают защитниками феминизма, расовых и сексуальных меньшинств. Ещё большую роль они отводят борьбе за экологию. Помимо этого, неомарксисты перестали видеть экономическую сферу как пространство борьбы с буржуазией. Новым пространством борьбы с капитализмом стала культурная сфера.Позже к неомарксистскому движению стали причеслять американского социолога И. Валлерстайна. И. Валлерстайн разрабатывал проблематику экономического неравенства и зависимости в современном мире, социальной дифференциации населения, прежде всего по оси «богатый Север – бедный Юг». Расслоение мирового сообщества на три части – процветающий центр («ядро»), архаичную периферию и полупериферию, – по их мнению, служит главной причиной нестабильности в международных отношениях и источником потенциальных конфликтов. Преодоление этой системы неравенства зависит, прежде всего, от готовности и способности народов периферии консолидировать свои усилия для борьбы против монополий центра за социальную справедливость и перераспределение богатства. Россия рассматривается И. Валлерстайном как полупериферийное государство, которое, несмотря на все попытки его реформировать, не сумело войти в состав ядра «мир системы» , но избежало участи периферийных стран, ставших колониальными придатками наиболее развитых государств. По его мнению, с геополитическим положением и военной мощью России не смогут не считаться другие государства. Труды И. Валлерстайна легли в основу миропонимания большой части неомарксистов.В целом, новые левые отходят от привычного понимания классовой борьбы . У них на первый план выходит борьба за феминизм, экологию, сексуальную свободу и так далее . Огромный упор современное левое движение делает на защиту увеличение помощи безработным, национализацию крупных предприятий, повышение налогов для богатых и т.д. Немаловажную роль в борьбе новых левых за власть играет противостояние радикальным правым организациям.